Новости
О палате
Открытые данные
План работы
Контрольно-ревизионная деятельность КСП
Экспертно-аналитическая деятельность
Результаты деятельности КСП
Нормотворческая деятельность КСП
СМИ о нас
Официальные выступления и заявления председателя и заместителей председателя КСП
Государственные заказы для нужд КСП
Противодействие коррупции
Государственная гражданская служба в КСП ПК
Порядок поступления граждан на гражданскую службу
Порядок работы с персональными данными
Конкурсы
Квалификационные требования
Обращения граждан и иных лиц
Личный прием граждан и иных лиц
Письменные обращения
Принятые меры по обращениям граждан и иных лиц
Порядок обжалования правовых актов КСП
Обзор обращения граждан
КСО Пермского края
Ассоциация КСО Пермского края
КСО Муниципальных образований Пермского края
Полезные ресурсы

Календарь новостей

Декабрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Ссылка на новый сайт

КСП Пермского края завершено экспертно-аналитическое мероприятие «О ходе исполнения статьи 13 Закона Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» (Заключение от 28.09.2018 № 56 утверждено Коллегией Контрольно-счетной палаты Пермского края протокол от 27.09.2018 № 15).

1. Цели экспертно-аналитического мероприятия:

Цель 1. Оценка реализации прав граждан на получение общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Цель 2. Оценка уровня организации предоставления общего образования на национальном (родном) языке в Пермском крае.

Цель 3. Оценка организации обеспечения образовательных организаций кадрами, учебниками, учебными пособиями, установления форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку.

2. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

организация исполнения норм статьи 13 «Национальное образование» Закона Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае».

3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

- Министерство образования и науки Пермского края (далее по тексту – Минобрнауки ПК);

- органы управления образованием МР и ГО Пермского края;

- муниципальные образовательные организации (МОО) Октябрьского, Уинского МР.

4. Исследованный период:

2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 учебные годы.

 Результаты экспертно-аналитического мероприятия: 

1.В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовые и организационные основы получения образования на государственном языке РФ и определены права на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В соответствии со ст. 13 «Национальное образование» Закона Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» (далее по тексту – Закон ПК № 308-ПК): граждане, проживающие в Пермском крае, имеют право на получение общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.

2. Расходы, связанные с образовательным процессом по преподаванию и изучению родного языка из числа языков народов Российской Федерации, осуществляются за счёт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях, в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Пермского края на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 № 294-п.

3. Выводы:

3.1. По Цели 1:

3.1.1. В Пермском крае обучение национальному (родному) языку организовано в образовательных организациях муниципальных районов и городских округов, в которых преобладающее число детей не русских (татарской, коми-пермяцкой, марийской) национальностей, и существует потребность местного населения (родителей или законных представителей) в обучении и воспитании их национальному (родному) языку.

В системе образования Пермского края используются: в качестве языка обучения - русский язык, татарский язык; в качестве предмета изучения - татарский, коми-язьвинский, коми-пермяцкий и удмуртский языки. На факультативных курсах изучаются татарский, коми-пермяцкий, коми-язьвинский, марийский и удмуртский языки.

3.1.2. Преподавание и изучение национального (родного) языка в образовательных организациях обеспечивается на добровольной основе. Случаев принудительного обучения воспитанников и учащихся национальному (родному) языку - не выявлено.

3.2. По Цели 2:

3.2.1. Минобрнауки ПК в рамках подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» государственной программы Пермского края «Общество и власть» организована деятельность по формированию поликультурного пространства в образовательных организациях Пермского края путём организации и проведения олимпиад и конкурсов для детей, обучающихся в образовательных организациях с этнокультурным компонентом.

В соответствии с Концепцией развития этнокультурного образования в Пермском крае - обеспечено развитие и совершенствование образовательной системы с учётом интересов граждан, исторических и этнокультурных особенностей Пермского края и современных требований к образованию.

3.2.2. Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края созданы условия для функционирования национальных образовательных организаций в соответствии с законодательством. В работе образовательных организаций учтены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Правительства Пермского края, муниципальных образований, регулирующие работу по воспитанию и обучению на родном языке.

3.2.3. В Пермском крае созданы образовательные организации с обучением национальному (родному) языку в зависимости от национального состава населения, проживающего на территориях населенных пунктов муниципальных районов и городских округов, закрепленных за образовательными организациями.

В национальных образовательных организациях края создаются классы с обучением национальному (родному) языку. Большинство классов с обучением национальному (родному) языку созданы на начальном (1-4 кл.) и основном (5-9 кл.) уровнях образования; 10-11 классы с обучением национальному (родному) языку созданы только в двух муниципальных образованиях: Бардымском муниципальном районе и Лысьвенском городском округе.

3.2.4. Минобрнауки ПК реализуются мероприятия по разработке и изданию на территории Пермского края учебных пособий, приобретению и поставке учебников, учебных пособий, методических материалов по изучению национального (родного) языка.

3.3. По Цели 3:

3.3.1. В национальных образовательных организациях Пермского края педагогические работники своевременно и в соответствии с графиком обучения проходят повышение квалификации по обучению национальному (родному) языку на базе: ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», г. Пермь; Ассоциации ДПО «Новые образовательные технологии абитуриентам», г. Пермь; ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», г. Казань; КГАОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования», г. Кудымкар.

3.3.2. В Пермском крае решение об организации государственной итоговой аттестации по родному (не русскому) языку после согласования с государственной экзаменационной комиссией Пермского края ежегодно утверждается приказом Минобрнауки ПК. Обучающимся национальных школ Пермского края предоставлено право выбора экзамена по родному (национальному) языку.