Информация
по результатам экспертно – аналитического мероприятия
«Мониторинг реализации основных направлений комплексной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании, алкоголизма и токсикомании»
(заключение утверждено Коллегией Контрольно-счетной палаты Пермского края, протокол № 10 от 15.06.2018.)
В первом полугодии 2018 года Контрольно-счетной палатой Пермского края проведено экспертно – аналитическое мероприятие «Мониторинг реализации основных направлений комплексной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании, алкоголизма и токсикомании».
В ходе экспертно – аналитического мероприятия проведен анализ реализации мероприятий, направленных в 2016-2017 годах на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; проведена оценка результативности использования средств краевого бюджета, направляемых на профилактические и реабилитационные мероприятия в отношении наркозависимых граждан; проведен анализ достижения целевых показателей государственных программ Пермского края.
Объектом экспертно-аналитического мероприятия являлось Министерство социального развития Пермского края (далее - Минсоцразвития ПК, Министерство). Были также обобщены материалы, представленные Министерством здравоохранения Пермского края.
Установлено, что финансирование профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении наркозависимых осуществлялось в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и государственной программы Пермского края. На финансирование медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» израсходовано в 2016 году – 408,1 млн. руб., в 2017 году – 445,9 млн. руб. На реализацию мероприятий госпрограммы «Обеспечение общественной безопасности Пермского края» (с 01.01.2018 года государственная программа «Безопасный регион») направлено 11,3 млн. руб. и 11,1 млн. руб. соответственно.
Наркологическая помощь предоставляется в наркологических кабинетах учреждений здравоохранения края во всех муниципальных районах (городских округах), а также в 5-ти психиатрических краевых больницах, 2-х краевых диспансерах (психоневрологическом и наркологическом), в ГБУЗ ПК «Больница Коми-Пермяцкого округа», 5-ти центральных районных больницах (поликлинике), ГАУЗ ПК «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн», ГКУЗ ПК «Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». Обеспеченность психиатрами – наркологами (физическими лицами) составляет 0,4 на 10 000 населения (показатель по Российской Федерации за 2016 год – 0,35). Обеспеченность населения наркологическими койками в крае выше, чем в среднем по Российской Федерации. Очереди на госпитализацию на наркологические койки нет.
На реализацию профилактических мероприятий в отношении наркозависимых Минсоцразвитием ПК передавались субсидии некоммерческим организациям. Данные субсидии предусматривались для реализации проектов на 7 территориях Пермского края: г. г. Пермь, Березники, Соликамск, Лысьвенском, Краснокамском, Осинском, Чайковском муниципальных районах. Общий объем средств составлял по 8,2 млн. руб. ежегодно. При этом сумма средств краевого бюджета, исчисленная на одного участника проекта, была различна на территориях реализации проектов.
В соглашениях, заключенных Минсоцразвитием ПК с некоммерческими организациями не определялись конкретные направления расходования средств, соответствующие установленным порядкам, что давало организациям возможность произвольного толкования целей использования бюджетных средств. Меры ответственности за невыполнение установленных показателей в соглашениях также не были определены.
Установлены факты, свидетельствующие о недостаточном контроле Министерства за целевым и эффективным использованием субсидий некоммерческими организациями.
Фактическое значение целевого показателя «доля направленных на социальную реабилитацию от общего количества больных наркоманией, состоящих на учете, в пилотных территориях», установленное государственной программой «Безопасный регион» формируется Минсоцразвитием ПК на основании отчетных данных некоммерческих организаций. Вместе с тем, предоставляемые показатели являются непроверяемыми, что создает риск искажения результатов реализации программных мероприятий.
По данным ГБУЗ ПК «Пермский краевой клинический наркологический диспансер» количество наркопотребителей, зарегистрированных в Пермском крае за период с 2014 по 2017 годы, не имеет устойчивую тенденцию к снижению. Число больных, находящихся в ремиссии, снижается.