КСП Пермского края завершено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования субсидий, выделенных из бюджета Пермского края частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования» (Отчёт от 25.12.2018 № 21, утверждён Коллегией Контрольно-счётной палаты Пермского края протокол от 18.12.2018 № 20). Контрольное мероприятие проведено с участием Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Пермскому краю и Межмуниципального отдела МВД России «Кунгурский».
В ходе контрольного мероприятия проверены законность, целевая направленность и эффективность расходования средств, выделенных в виде субсидий из бюджета Пермского края частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 05.03.2014 № 138-п.
Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство образования и науки Пермского края;
- частные детские сады (выборочно);
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (выборочно).
Проверенный период: 2015 год – 1 полугодие 2018 года.
Результаты контрольного мероприятия:
Правоотношения в проверенной сфера регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законом Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 05.03.2014 № 138-п «Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования».
Финансовое обеспечение частных дошкольных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ЧДОО, ИП), осуществляется в рамках подпрограммы «Общее образование» государственной программы Пермского края «Образование и молодежная политика»[1].
Фактическое финансирование ЧДОО, ИП за проверенный период составило
1 208 963,0 тыс. рублей.
Предоставление субсидии ЧДОО, ИП из бюджета Пермского края началось с конца 2014 года. По состоянию на 31.05.2018 г., количество получателей субсидии составило 156, из них 25 ЧДОО и 131 ИП.
С введением с 01.06.2018 года требования наличия у дошкольной образовательной организации лицензии на образовательную деятельность - количество получателей субсидии резко сократилось и по состоянию на 01.12.2018 года составило 71, в том числе 26 ЧДОУ и 45 ИП.
В ходе контрольного мероприятия выявлено:
1. Нарушение Порядка предоставления субсидии:
1.1. Предоставление неполного комплекта документов одновременно с заявкой, - что является основанием для отказа в приёме заявки, - 8 фактов. Заявки Минобрнауки ПК приняты.
1.3. Нарушение установленных Порядком сроков предоставления отчётов о произведённых затратах. Минобрнауки ПК отчёты приняты. Порядком не регулируется ситуация с представлением и принятием отчётов в более поздние сроки.
1.4. Нарушения сроков перечисления субсидий.
1.5. Порядком предоставления субсидий не урегулирован вопрос учёта детей, зачисленных в группы ЧДОО и ИП.
2. Обнаружены признаки фальсификации документов.
3. В ходе контрольного мероприятия проведены выездные проверки 19-ти индивидуальных предпринимателей, в том числе в г. Перми, в г. Кунгуре, в Кунгурском муниципальном районе, в Пермском муниципальном районе.
Всего выявлено 174 нарушения, в том числе:
- неверное применение нормативов при расчёте суммы субсидии, когда норматив до 3-х лет применён для расчёта субсидии по детям, на момент зачисления в группы - в возрасте старше 3-х лет;
- включение одного ребёнка в отчёты разных индивидуальных предпринимателей одновременно. По одному нарушению за включение в отчёт ребёнка, содержащегося одновременно в отчёте другого ИП, одним из данных ИП возвращены в бюджет Пермского края 9,5 тыс. рублей.
- отсутствие прилагаемых документов к отчёту о произведённых затратах в связи с предоставлением дошкольного образования;
- неверное отражение детей в табеле учёта посещаемости детей, (несоответствие списка в табеле учёта посещаемости детей с приказами о зачислении и отчислении детей), и др.
Общая сумма субсидии, подлежащая возврату в бюджет Пермского края, составила 604,8 тыс. рублей.
При расчёте сумм субсидий выявлено 299 случаев применения нормативов до 3-х лет к детям, достигшим в учебном году 3-х летнего возраста. По информации Минобрнауки ПК в определение применения нормативов заложен принцип реализации основной образовательной программы, рассчитанной на один учебный год. Однако, использование принципа реализации основной образовательной программы, рассчитанной на один учебный год, - для применения расчётных показателей Постановлением Правительства Пермского края об утверждении расчётных показателей по расходам бюджета Пермского края на обеспечение деятельности казённых учреждений и на предоставление межбюджетных трансфертов, - не предусмотрено.
В ходе проверок проведён опрос родителей (законных представителей) детей. Выявлены факты непосещения детьми групп дошкольного образования всех 19-ти проверенных ИП. Общая сумма ущерба, причинённая бюджету Пермского края, по причине не предоставления услуг дошкольного образования индивидуальными предпринимателями, подлежащая возврату в бюджет, - составила 2 823,0 тыс. рублей.
Установлены многочисленные случаи:
- не подтверждения родителями детей подлинности подписей, проставленных в договорах с ИП;
- при заключении договоров с конкретными ИП - родители с этими ИП не знакомы; занятия с их детьми – эти ИП не проводили. Фактически, занятия проводились другими ИП, физическими лицами. В отдельных случаях, родители заключали договор на посещение групп дошкольного образования, однако после 2-х – 3-х разовых посещений - больше не посещали детский сад (в том числе, по причине ненадлежащего ухода), но детей ИП продолжали учитывать и включать в табель учета детей;
- непосещения детьми частного детского сада, так как они проживают в другом муниципальном районе, в других населенных пунктах, посещали муниципальный детский сад. Несмотря на это, имеются заключенные договоры ИП с родителями данных детей;
- несовпадения фактического посещения детьми групп дошкольного образования с периодом (меньше), указанным в отчетах о произведенных затратах, представленных ИП в Минобрнауки ПК.
4. В ходе контрольного мероприятия, камерально проверены документы 8-ми ЧДОО и ИП, в отношении которых требуется проведение дополнительной проверки, - усматриваются основания для взыскания сумм субсидий в бюджет Пермского края в общем объёме 876,5 тыс. рублей по причине следующих нарушений:
- включение одних и тех же детей в списки разных индивидуальных предпринимателей одновременно, которым за указанных детей предоставлена субсидия;
- отсутствие договоров с родителями;
- отсутствуют табели учёта посещаемости детей к отчётам о произведённых затратах;
- информация в отчёте - не соответствует информации о численности детей согласно табелю посещаемости, приложенному к отчёту;
Кроме того, выявлен случай включения одного ребёнка одновременно в табели двух ИП – получивших за него субсидию. Сумма субсидии, подлежащая возврату в бюджет Пермского края, составляет 31,7 тыс. руб.
5. По результатам контрольного мероприятия КСП Пермского края в адрес Министерства образования и науки Пермского края направлено Представление, в частности:
1. Обеспечить своевременное перечисление субсидий из бюджета Пермского края получателям субсидии.
2. Усилить контроль над документами, предоставляемыми в Минобрнауки ПК от организаций с целью получения субсидий (заявок на предоставление субсидий, отчётов о произведённых затратах). Исключить случаи приёма неполных пакетов документов.
3. Совместно с ОМС МР и ГО организовать учёт детей, посещающих ЧДОО и ИП, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам дошкольного образования.
4. Принять меры для возврата субсидий в бюджет Пермского края в общей сумме 3 459,5 тыс. рублей.
5. Принять меры к внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Пермского края от 05.03.2014 № 138-п, в частности предусмотреть требование ведения отдельного расчётного счёта для перечисления и использования субсидий.
6. Внести на рассмотрение Правительству Пермского края вопрос о целесообразности передачи полномочий по предоставлению субсидий из бюджета Пермского края частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования органам местного самоуправления МР и ГО Пермского края.
[1] Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1318-п (ред. от 30.08.2018) «Об утверждении государственной программы Пермского края «Образование и молодежная политика».