Информация
о результатах контрольного мероприятия «Проверка исполнения бюджетных полномочий главного администратора платежей при пользовании недрами за 2016-2018 годы»
(отчёт утверждён Коллегией КСП Пермского края, протокол от 22.04.2019 № 5)
КСП Пермского края проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения бюджетных полномочий главного администратора платежей при пользовании недрами за 2016-2018 годы», целями которого являлись:
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую осуществление полномочий по администрированию платежей при пользовании недрами;
- оценить плановые и фактические объёмы поступлений в бюджет Пермского края платежей при пользовании недрами;
- проверить исполнение полномочий главного администратора платежей при пользовании недрами.
Объект контрольного мероприятия – Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство).
В соответствии с нормативными правовыми актами Пермского края за Министерством закреплены полномочия главного администратора платежей при пользовании недрами, поступающих в бюджет Пермского края:
- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определённых событий, оговорённых в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения;
- платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
- сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр местного значения.
Общий объём поступлений платежей при пользовании недрами в бюджет Пермского края за проверяемый период составил 33 455,5 тыс. рублей, из них наибольшая доля – разовые платежи за пользование недрами в сумме 28 566,4 тыс. рублей или 85,4 %. В общем объёме неналоговых доходов бюджета Пермского краяи платежей при пользовании природными ресурсами доля платежей при пользовании недрами, администрируемыми Министерством, составила в среднем за проверяемый период соответственно 0,4 % и 1,6 %.
Утверждённые бюджетные назначения не соответствовали прогнозным поступлениям, рассчитанным к проекту бюджетов на проверяемый период, и утверждены в меньшем объёме на 9 967,3 тыс. рублей или на 23 %.
По сравнению с прогнозными значениями сумма не поступивших платежей составила в среднем 9 686,0 тыс. рублей или меньше на 22,5 %. В меньшем объёме поступили разовые платежи за пользование недрами и сборы за участие в конкурсе (аукционе) – на 10 433,6 тыс. рублей и 32,4 тыс. рублей соответственно. Объём поступлений от платы за проведение государственной экспертизы запасов превысил прогнозные значения на 780,0 тыс. рублей или на 41,7 %.
В ходе контрольного мероприятия установлено:
Министерством в полном объёме не было обеспеченоисполнение бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета, установленных в ст. 160.1 БК РФ, постановлении Правительства Пермского края от 12.12.2016 № 1113-п и своих приказах об администраторе доходов:
- Методика прогнозирования доходов не соответствует общим требованиям, установленным пп.б) п.3. постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 574 в части отражения источника данных для показателей, используемых для расчёта прогнозного объёма поступлений по разовым платежам при пользовании недрами и сборам за участие в конкурсе (аукционе); имеются противоречия в п.2.1.4. Методики в части несоответствия характеристики формирования прогноза формуле расчёта прогнозных поступлений сборов за участие в конкурсе (аукционе);
- не были назначены на 2016 год и 2017 год ответственные исполнители за начисление, учёт и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по недрам в бюджет, а также за взыскание задолженности по платежам за недра в бюджет;
- приняты на экспертизу от недропользователя документы, в том числе копия платежного поручения от 28.03.2016 № 164 об оплате за проведение государственной экспертизы, рассчитанной им с нарушением п. 26 Положения о государственной экспертизе запасов в 2 раза меньшем размере, в результате чего в бюджет Пермского края недополучено доходов в сумме 25,0 тыс. рублей.
При администрировании платы за проведение государственной экспертизы запасов Министерством в полном объёме не было обеспечено соблюдение требований своего Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению экспертизы в части принятия от заявителей документов, не в полной мере соответствующих требованиям регламента.
При администрировании разовых платежей за пользование недрами Министерством проведено 105 аукционов на право пользование участками недр местного значения, из которых 58 аукционов (55,2 % от их общего количества), объявленных на общую сумму стартовых платежей в размере 18 320,9 тыс. рублей, не состоялись. Основными причинами несостоявшихся аукционов являлось отсутствие заявок от организаций, заинтересованных в пользовании участками недр на геологическое изучение (поиск и разведку) и разведку и добычу ОПИ, или подавалась единственная заявка.
При проведении большинства аукционов в их процессе был пройден один шаг от стартового платежа, в результате сумма окончательного платежа за пользование недрами в бюджет Пермского края увеличивалась незначительно.
В нарушение п.7 ст.12 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края, утверждённого Законом Пермского края от 09.11.2012 № 114-ПК, для участия в аукционе Министерством принимались заявки от потенциального недропользователя, содержащие данные другого недропользователя.
При выдаче лицензий на право пользования недрами по результатам аукционов установлено, что в нарушение существенного условия лицензии потенциальным недропользователем в установленный срок в бюджет Пермского края не перечислен остаток разового платежа за пользование недрами; Министерством право пользования было досрочно прекращено, а в бюджет Пермского края в результате недобросовестных действий недропользователя не поступили разовые платежи в сумме 4 281,2 тыс. рублей.
В целях принятия мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, и недопущения их в дальнейшей работе, в соответствии со ст. 18 Закона Пермского края от 12.09.2011 № 808-ПК «О Контрольно-счётной палате Пермского края», в адрес Министерства направлено представление КСП Пермского края.
В установленный в представлении срок в адрес КСП Пермского края Министерством направлен ответ с приложением документов, подтверждающих исполнение представления, в том числе в части приведения в соответствие Методики прогнозирования доходов (приказ Министерства от 22.05.2019 № СЭД-30-01-02-627) и взыскания в бюджет Пермского края недополученной платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в сумме 25,0 тыс. рублей от ООО «Интер» (платёжное поручение от 02.04.2019 № 2).