Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, целевого и эффективного использования средств краевого бюджета на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края»
(отчет утвержден Коллегией Контрольно-счетной палаты Пермского края, протокол от 14.06.2019 № 8)
В первом полугодии 2019 года Контрольно-счетной палатой Пермского края проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевого и эффективного использования средств краевого бюджета на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края». В ходе данного мероприятия проведен анализ нормативно-правового регулирования предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. чел., проведена проверка соблюдения требований нормативно-правовых актов при осуществлении компенсационных выплат. Объектами контроля являлись: Министерство здравоохранения Пермского края (далее – Министерство), ГБУЗ ПК «Краснокамская ГБ», ГБУЗ ПК «Добрянская ЦРБ», ГБУЗ ПК «Пермская РБ», ГБУЗ ПК «Карагайская ЦРБ». Проверяемый период 2017 – 2018 годы. Реализация мероприятий по поддержке врачей, практикующих в сельской местности, регулировалась в 2017 году – положениями Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; в 2018 году - Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». На уровне субъекта порядки осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам были утверждены постановлениями Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 366-п «Об утверждении Порядка осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Пермского края из другого населенного пункта» и от 10.05.2018 № 249-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края». За проверяемый период на предоставление единовременных компенсационных выплат (далее – ЕКВ) медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края были направлены средства в общей сумме 196 000,0 тыс. руб., из них: в 2017 году – 65 000,0 тыс. руб. (за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 39 000,0 тыс. руб., средств бюджета края – 26 000,0 тыс. руб.); получатели - 65 врачей; в 2018 году – 100 000,0 тыс. руб. (за счет средств федерального бюджета – 55 344,8 тыс. руб. и средств бюджета Пермского края – 44 655,2 тыс. руб.); получатели – 127 врачей и фельдшеров; 31 000,0 тыс. руб. за счет средств бюджета Пермского края по договорам, заключенным 01.12.2017 года с 31 медицинским работником. Одним из условий предоставления ЕКВ, согласно п. 1.4. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 № 249-п, является заключение медицинским работником трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Пермского края на выполнение трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей. Вместе с тем, в 2018 году трудовые договоры с 35 врачами (48% от всех договоров) и с 20 фельдшерами (37% от всех договоров) были заключены ранее внесения вакантных должностей в программный реестр должностей. Расходование средств в размере 45 000,0 тыс. руб. осуществлено в нарушение вышеуказанного порядка. КСП Пермского края было отмечено, что в программный реестр должностей включались вакансии, превышающие рекомендованные штатные нормативы, тем самым не обеспечивающие выполнения установленной нормы труда (нагрузки, функции врачебной должности). Кроме того, ведомством не был разработан порядок (регламент) формирования и ведения указанного реестра. Установлено, что договоры на выплату ЕКВ от 01.12.2017 года с 31 медицинским работником были заключены Министерством в 2017 году в нарушение пп. 2 п.1 ст. 162 и п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации – свыше объемов доведенных лимитов бюджетных обязательств. Министерством не был сформирован единый подход при проверке соблюдения медицинскими работниками условия по прибытию (переезду) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, вследствие чего не была обеспечена равноправная доступность для получения ЕКВ медицинскими работниками. КСП Пермского края отмечено, что в проверяемом периоде ЕКВ предоставлялись лицам, заключившим договоры на условиях перевода в учреждении из одного структурного подразделения в другое или перевода из учреждения в учреждение, расположенных в сельской местности на территории Пермского края. Объем таких расходов составил 87 000,0 тыс. руб. или 44% от общего объема расходов на ЕКВ. При этом уровень обеспеченности населения врачами за этот период снизился, т.е. расходование средств бюджета Пермского края в сумме 87 000,0 тыс. руб. не способствовало достижению целевых показателей государственной программы, соответственно они израсходованы неэффективно. Также установлено два случая выплат ЕКВ на общую сумму 2 000,0 тыс. руб. при невыполнении медицинскими работниками установленных условий: отсутствие факта прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт; отсутствие вакантной должности на момент заключения трудового договора и предоставления заявления на ЕКВ в Министерство. В ходе проверок в учреждениях здравоохранения выявлены факты: предоставления длительного отпуска без сохранения заработной платы медицинским работникам после получения выплаты; осуществление перевода медицинского работника, получившего ЕКВ, в другое структурное подразделение учреждения, расположенное в другом населенном пункте, не поименованном в программном реестре должностей. Установлено, что контроль за выполнением трудовой функции после выплаты ЕКВ Министерством не осуществлялся. По результатам контрольного мероприятия КСП Пермского края: - составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица, допустившего нарушение бюджетного законодательства; - направлено представление в адрес Министерства здравоохранения Пермского края с предложениями: - утвердить порядок (регламент) формирования и ведения программного реестра ложностей; - сформировать единые критерии при проверке соблюдения медицинскими работниками условия по прибытию на работу в сельские населенные пункты; - провести проверки соблюдения медицинскими работниками условий (обязанностей), установленных договорами о предоставлении ЕКВ; - закрепить ответственность главных врачей подведомственных учреждений за достоверность сведений, направляемых в Министерство для получения ЕКВ работниками, принимаемыми в учреждение; - установить ответственность должностных лиц ведомства за проверку соблюдения заявителями условий и требований, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление выплат.