Информация о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственного имущества Пермского края, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Пермского края»
(Отчет от 30.05.2019 № 6 о результатах контрольного мероприятия утвержден решением Коллегии КСП Пермского края 29.05.2019, протокол № 7)
Государственная политика в Российской Федерации в сфере управления и распоряжения государственной собственностью направлена на развитие конкуренции и, в этой связи, применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия, на оптимизацию их количества и организацию их создания исключительно только в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они созданы, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы. На 01.01.2019 в государственной собственности Пермского края находится 3 краевых унитарных предприятия с общим уставным фондом 275,9 млн. рублей, основанных на праве хозяйственного ведения с закрепленным за ними имуществом Пермского края стоимостью 98,8 млн. рублей (в т.ч. 58 объектов недвижимости стоимостью 88,8 млн. рублей). Объектами контрольного мероприятия (проверяемый период 2017-2018 гг.) являлись уполномоченный и отраслевые органы исполнительной власти Пермского края (Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Министерство транспорта Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края) и краевые государственные унитарные предприятия Пермского края (ПКГУП «Автовокзал», ПКГУП «Дирекция по управлению активами Пермского края», ПКГУП «Теплоэнерго»). Результаты аудита показали следующее. Федеральным законом об унитарных предприятиях (ч. 4 ст. 8) определены случаи создания унитарных предприятий, одним из которых является необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Однако, из 3-х действующих краевых унитарных предприятий, 2 предприятия (ПКГУП «Дирекция по управлению активами Пермского края», ПКГУП «Теплоэнерго» (до октября 2018 г.)) в проверенном периоде не осуществляли деятельность, связанную с решением социальных задач, их деятельность была направлена лишь на содержание и передачу закрепленных за ними объектов недвижимости краевой собственности в пользование третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование). Кроме того, отдельные цели и виды уставной деятельности указанных предприятий имеют отношение к полномочиям и функциям органа государственной власти Пермского края (Минимущество Пермского края) и, в этой связи, нарушены требования законодательства. В проверенном периоде уполномоченным и отраслевыми органами исполнительной власти Пермского края не обеспечивались надлежащим образом права собственника имущества краевых унитарных предприятий, предусмотренные законодательством Пермского края, в т.ч.: не проводилась оценка эффективности управления и распоряжения имущества, переданного предприятиям; не осуществлялся контроль за использованием и сохранностью имущества, находящегося в хозяйственном ведении; не соблюдались требования в части определения показателей эффективности деятельности предприятий, в т.ч. имело место утверждение показателя экономической эффективности «чистая прибыль» с отрицательным значением (убытком), что не может характеризовать эффективность деятельности предприятия и приводит к недополучению доходов в краевой бюджет в виде части прибыли унитарного предприятия от использования имущества краевой собственности; не соблюдались требования по составлению и утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проведению балансовых комиссий по подведению итогов их деятельности; порядка перечисления части прибыли в краевой бюджет, порядка назначения руководителей (на конкурсной основе) и оплаты их труда; не информировалось Правительство края о финансовом состоянии унитарных предприятий и о принятых мерах по повышению эффективности их деятельности; и др. Финансово-экономическая деятельность унитарных предприятий за 2017-2018 гг. осуществлена: с положительным результатом 2-мя предприятиями (ПКГУП «Автовокзал», ПКГУП «Дирекция по управлению активами Пермского края»), с отрицательным – 1 предприятие (ПКГУП «Теплоэнерго»). При этом, финансово-хозяйственная деятельность 2-х предприятий (ПКГУП «Дирекция по управлению активами Пермского края» и ПКГУП «Теплоэнерго») в проверенном периоде КСП Пермского края оценивается неэффективной и нерезультативной в связи с отсутствием результата от решения социальных задач Пермского края, ради которых и должны создаваться унитарные предприятия Пермского края. Унитарными предприятиями не всегда предпринимались действенные меры по сохранению имущества, находящегося в их хозяйственном ведении (например, по оценке состояния 24 объектов ПКГУП «Автовокзал»: 2 объекта находится в аварийном состоянии, 7 объектов - в ограничено работоспособном, 13 объектов – в удовлетворительном, 2 объекта - в работоспособном, все объекты не адаптированы для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения на объект); предприятиями не обеспечивался надлежащий контроль за целевым и правомерным использованием имущества; в отдельных случаях не предпринимались меры по возмещению понесенных предприятием затрат по содержанию объектов недвижимости с пользователей имущества, что приводило к отрицательному финансовому результату деятельности предприятия и, как следствие, недополучению доходов в бюджет Пермского края в виде части прибыли предприятий; распоряжение недвижимым имуществом осуществлялось в нарушение норм федерального законодательства в части распоряжения имуществом только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять уставную деятельность, и при экономической нецелесообразности и неэффективности распоряжения; не обеспечивался контроль за исполнением условий и обязательств по договорам с пользователями имущества; не всегда применялись к арендаторам меры финансовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение арендаторами условий договоров; и др. Оценка выполнения полномочий собственника имущества краевых унитарных предприятий, показала неэффективность и не результативность управления унитарными предприятиями и распоряжением имуществом, многочисленные нарушения требований федерального законодательства и нормативных правовых актов Пермского края в установленной сфере со стороны уполномоченного и отраслевых органов исполнительной власти Пермского края, и отсутствие собственником имущества координации и направленности предприятий на решение социальных задач Пермского края, - привело к неэффективной деятельности отдельных унитарных предприятий и к не достижению результативности по решению социальных задач Пермского края. Анализ выполнения установленных в рамках аудита показателей и критериев эффективности распоряжения и использования имущества Пермского края, находящегося в хозяйственном ведении унитарных предприятий, показал не достижение в полном объеме установленных критериев и показателей, - что, в целом, характеризует деятельность собственника имущества и унитарных предприятий неэффективной и нерезультативной. По результатам контрольного мероприятия в адрес Правительства Пермского края и соответствующих органов исполнительной власти Пермского края выданы предложения, в адрес министра по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края вынесено представление (от 04.06.2019 № 14) для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.