По результатам проведения аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 г.г.
(утверждено решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Пермского края 29.03.2013, протокол N 6)
Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы госгарантий, проводился за период 2010-2012 годы в соответствии с разработанными Счетной палатой Российской Федерации Методическими материалами по проведению контрольного мероприятия, на основе финансовой отчетности, статистической отчетности формы N 62 "Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению", а также информации, предоставленной Министерством здравоохранения Пермского края, Территориальным Фондом ОМС ПК, медицинскими учреждениями края.
Анализ нормативных правовых актов по вопросам реализации Программы госгарантий показал, что в 2010-2012 годах исполнительные органы власти края при их разработке руководствовались федеральным законодательством.
Главной проблемой Программы госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи является несбалансированность потребности в средствах на ее реализацию с имеющимися финансовыми ресурсами. Это приводит к снижению ее доступности для населения края и способствует увеличению числа случаев оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.
Как показал анализ утвержденной стоимости Программы и фактической потребности в финансовых средствах на ее реализацию, Программа обеспечивается финансовыми ресурсами с дефицитом.
За анализируемый период дефицит финансового обеспечения Программы госгарантий снизился с 26,9% в 2010 году до 7,4% в 2012 году. Тем не менее, размер дефицита остается значительным (в 2012 году -1 754,2 млн. руб.), что оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи населению края.
Программой госгарантий ежегодно утверждаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Анализ медико-демографических показателей, сложившихся в Пермском крае в 2010 и 2011 годах в сравнении с прогнозируемыми значениями показал, что в основном все показатели по смертности, инвалидности и заболеваемости социально-значимыми болезнями оказались ниже прогнозируемых, за исключением следующих показателей:
- смертность населения от онкологических заболеваний (случаев на 100 000 человек населения) в 2010 и 2011 годах составила 197,9 и 199,5 соответственно (прогнозируемое значение - 192,4);
- материнская смертность (случаев на 100 000, родившихся живыми) в 2011 году - 24,4 (прогнозируемое значение - 21,3).
Доступность и качество медицинской помощи характеризуют показатели о выполнении объемов медицинской помощи по видам на 1 жителя; эффективном использовании ресурсов здравоохранения; кадровом потенциале и других, в сравнении с показателями, установленными Программой госгарантий.
В ходе проведения аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы госгарантий, выявлены следующие проблемы, являющиеся характерными для большинства учреждений края:
1. Согласно федеральному законодательству оплата медицинской помощи за счет средств ОМС по медицинским учреждениям производится только в пределах утвержденных объемов. В результате не оплачивается медицинская помощь, оказанная при перевыполнении государственного (муниципального) задания, а также гражданам, не имеющим страховых медицинских полисов.
2. Получение медицинскими учреждениями оплаты за оказанную медицинскую помощь в неполном объеме приводит к возникновению кредиторской задолженности перед поставщиками услуг, в т.ч. по медикаментам, предметам медицинского назначения, расходным материалам и пр.
3. Серьезное негативное влияние на деятельность в сфере здравоохранения оказывает неукомплектованность медицинских учреждений кадрами, что приводит к снижению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, особенно в сельской местности.
Так, укомплектованность врачами-специалистами в обследованных медицинских учреждениях муниципальных районов без учета совмещения и совместительства составила от 64% до 80,0%. Имелась потребность по следующим врачам - специалистам: нарколог-психиатр, хирург, акушер-гинеколог, терапевт, врач-лаборант клинико-диагностической лаборатории, отоларинголог, и др.
В 2011 году неукомплектованность кадрами муниципальных медицинских учреждений явилась одной из причин невыполнения плановых объемов муниципальных заданий по средствам местного бюджета.
4. В ряде случаев в учреждениях недостаток финансирования и высокий уровень дефицита врачебных кадров приводит к замещению объема бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами.
5. В медицинских учреждениях сложилась проблема по оснащенности медицинским оборудованием.
В медицинских учреждениях муниципальных районов существует острая необходимость в приобретении автомобилей скорой медицинской помощи, передвижных ФАПов, эндоскопического оборудования, суточных мониторов АД (регистратор), портативных УЗИ аппаратов, аппаратов УЗИ с датчиками сердца, сосудов и др.
6. Материально-техническая база ряда медицинских учреждений муниципальных районов не отвечает требованиям СанПин. Требуют капитального ремонта некоторые сельские врачебные амбулатории и ФАПы. Из-за невозможности лицензирования некоторые ФАПы в обследованных муниципальных районах не функционируют.
7. В обследованных муниципальных районах не обеспечена в полной мере транспортная доступность медицинских учреждений. Из-за отсутствия ежедневного автобусного сообщения жители ряда населенных пунктов не имеют возможности своевременно попасть в районные больницы. Удаленность таких населенных пунктов от районных центров варьируется от 5 км до 74 км.
По результатам проведенного аудита эффективности можно сделать вывод, что условия оказания бесплатной медицинской помощи населению Пермского края в соответствии с Программой госгарантий созданы не в полной мере. Есть все основания полагать, что права граждан на качественную и доступную бесплатную медицинскую помощь в рамках Программы госгарантий нарушаются.
Несмотря на рост государственного финансирования здравоохранения, в последние годы прослеживается рост оказания населению медицинской помощи на платной основе. Оплата медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей.