По результатам проверки о реализации на территории Пермского края З акона Пермского края N 607-ПК от 02.04.2010 года "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей".
Полномочия по организации оздоровления и отдыха детей переданы на уровень субъектов Российской Федерации с 1 января 2010 года. Ранее оплата путевок на оздоровление и отдых детей осуществлялась за счет средств социального страхования.
Федеральными законами N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" - определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
В Пермском крае приняты и работают Законы N 605-ПК "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае" и N 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей". Порядок предоставления и направления расходования субвенций на выполнение госполномочий по организации оздоровления и отдыха детей; порядок предоставления компенсации родителям части расходов на оплату стоимости путевки; средняя стоимость путевки и средняя стоимость питания в лагерях, организуемых органами местного самоуправления, - прописаны в. постановлениях, распоряжениях Правительства Пермского края и приказах Министерства социального развития Пермского края,
Средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления госполномочий, предусматриваются законом о бюджете Пермского края на соответствующий год и передаются целевым назначением из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций, путем заключения соглашений между Минсоцразвития Пермского края и органами местного самоуправления.
Так на 2011 год средства предусматривались в объеме 299 млн. 681 тыс. руб.; на 2012 год - 289 млн. 845 тыс. руб.
В целом за 2011 год субвенции освоены на 99,1%. За 9 месяцев 2012 года - на 90,0% к годовым бюджетным назначениям.
На территории Пермского края в 2011 году оздоровление и отдых детей осуществлялось на базе 1 352 лагерей, из них: 1 287 лагерей с дневным пребыванием детей, 46 загородных детских оздоровительных лагерей, 19 детских санаторно-оздоровительных лагерей. В течение 9 месяцев 2012 года функционировало 1 168 лагерей в т.ч.: 1 109 лагерей с дневным пребыванием детей, 43 загородных детских оздоровительных лагеря, 16 детских санаторно-оздоровительных лагерей.
Как видим, произошло сокращение количества лагерей, это связано с тем, что в некоторых загородных оздоровительных лагерях осуществляется капитальный ремонт, а также формируется постоянная сеть санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензию, постоянный педагогический штат и другие условия, дающие право организовывать оздоровление и отдых детей.
По данным персонифицированного учета за 2011 год организованными формами оздоровления, отдыха и занятости было охвачено 264 468 детей или 86,9% от общей численности детей в возрасте от 7 до 18 лет (304 288 чел.). За 9 месяцев 2012 года этот показатель составил 75,1% ( 223 448 чел.) от численности детей в возрасте от 7 до 18 лет (297 533 чел.). Наибольшее количество детей отдохнуло в лагерях дневного пребывания: за 2011 год - 61 698 детей и за 9 месяцев 2012 года - 47 087 детей.
По вопросу соблюдения целевой направленности и эффективности расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на выполнение отдельных госполномочий по организации оздоровления и отдыха детей,нами были проведены проверки в Ильинском, Лысьвенском муниципальных районах и городе Перми, которые показали, что органы местного самоуправления организуют деятельность по оздоровлению и отдыху детей в соответствии с Законом N 607-ПК. В рамках осуществления данных полномочий в органах местного самоуправления утверждены правовые акты.
В каждом муниципальном районе уполномоченным органом по организации оздоровления и отдыха детей определено Управление образования администрации района. В городе Перми уполномоченным органом является Комитет социальной защиты населения администрации города Перми.
Отличительной особенностью организации оздоровления, отдыха и занятости детей в городе Перми является предоставление родителю сертификата, дающего право на частичную оплату путевки в организациях, оказывающих услуги по оздоровлению и отдыху детей на территории Пермского края.
Как показали проверки, - нормативные акты Пермского края позволяют органам местного самоуправления по-разному подходить к вопросам организации оздоровления и отдыха детей.
Так, в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края N 129-п, - субсидии в размере не более 80% средней стоимости путевки в загородный детский оздоровительный лагерь и детский санаторно-оздоровительный лагерь, могут направляться на оздоровление малоимущих детей, детей из малоимущих многодетных семей; детей, находящихся в социально опасном положении; детей-инвалидов (для остальных детей - не более 50%).
А из Постановления администрации города Перми от 29.04.2011г. N 191, следует, что - право на 80% оплату стоимости путевки за счет субвенций краевого
бюджета вышеуказанные льготные категории имеют только при условии нахождения
ребенка в загородном детском оздоровительном лагере. При нахождении ребенка в
санаторно-оздоровительном лагере - оплата стоимости путевки составляет только 50%. По-нашему мнению такой подход ставит в неравное положение детей в части обеспечения оздоровления и отдыха.
Закон Пермского края N 607-ПК и приказ Минсоцразвития Пермского края "Об утверждении порядка предоставления компенсации" - фактически ограничивают возраст детей, имеющих право на оздоровление и отдых за счет средств краевого бюджета (от 7 до 15 лет (включительно). В настоящее время в данный Закон приняты изменения, вносимые губернатором Пермского края, об увеличении возраста детей, до 16 лет (включительно).
Порядок предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края N 129-п, - не содержит расшифровку понятия "материальные расходы", включенные в субвенции на администрирование переданных госполномочий по организации оздоровления и отдыха детей. По мнению КСП ПК это приводит к неоднозначному пониманию данных видов расходов.
Порядок предоставления компенсации родителям, утвержденный приказом Минсоцразвития Пермского края, - не содержит фразы "законный представитель", что расходится с положениями, прописанными в Законе N 605-ПК и Постановлении Правительства Пермского края N 129-п, и тем самым ограничивает перечень получателей компенсации только родителями.
В ходе проверки выявлено нецелевое расходование средств субвенций краевого бюджета в сумме 3,7 тыс. руб. ( средства направлены не на выполнение госполномочий по оздоровлению детей); 70,5 тыс. руб. составили неправомерные расходы ( превышение установленного норматива стоимости путевки, расходов на администрирование, предоставление компенсации родителю, не вносившему плату за ребенка, оформление путевки не на 21 день, а на 11 дней, принимались к оплате сертификаты, по которым возраст ребенка на момент заезда в лагерь составлял 16 лет ).
Что касается проверки Лысьвенского муниципального района: Из общего объема средств в размере 9 млн. 406,9 тыс. руб., полученных в 2011 году из регионального фонда компенсаций на организацию оздоровления и отдыха детей, - использовано 9 млн. 394,6 тыс. руб. (99,9%). За 8 месяцев 2012 года субвенции освоены на 84,4% к годовым бюджетным назначениям. В структуре расходования субвенций в 2011 году и за 8 месяцев 2012 года наибольшую долю составляют субсидии хозяйствующим субъектам и некоммерческим организациям - 52,7% и 59,5% соответственно.
В нарушение приказа Минсоцразвития Пермского края "Об утверждении порядка предоставления компенсации" была выплачена компенсация родителю в сумме 5,7 тыс. руб., который не вносил плату за путевку, таким образом, расходы являются неправомерными.
Следует отметить и недостаточный контроль со стороны уполномоченного органа - Управления образования администрации района за выполнением условий
муниципальных контрактов и договоров на оказание услуг по организации отдыха детей.
Учитывая изложенное, рекомендуем Министерству социального развития Пермского края - усилить контроль за реализацией органами местного самоуправления госполномочий по организации оздоровления и отдыха детей.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края N 129-п, - проводить проверки расходования органами местного самоуправления субвенций бюджета Пермского края.