Информация по результатам проверки целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, направленных на финансирование дорожного хозяйства Пермского края, в том числе в рамках финансирования "Краевой инвестиционной программы автодорожного строительства на 2008-2010 годы"
Объектами проверки использования средств краевого бюджета, направленных на финансирование дорожного хозяйства Пермского края, в том числе в рамках финансирования "Краевой инвестиционной программы автодорожного строительства на 2008-2010 годы" являлись Дорожное агентство Пермского края и государственное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края (с 01.10.2009 г. - государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края)
Проверка осуществлялась, в основном, за 2008 год, но учитывая длительность сроков строительства дорожных объектов, по отдельным вопросам проверки использование бюджетных средств рассматривалось кроме того за более ранний период (с 2005 г. по 2007 г.), а также за первое полугодие 2009 г.
По результатам контрольного мероприятия выявлено нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 203 896,4 тыс.руб., в том числе:
55 231,7 тыс. руб. - неэффективное использование бюджетных средств;
30 796 тыс. руб. - потери в связи с не поступлением денежных средств в бюджет края в виде штрафных санкций за нарушение подрядными организациями сроков выполнения дорожных работ;
109 078,7 тыс. руб. - неправомерное расходование;
8 790,0 тыс. руб. - ущерб бюджету Пермского края.
1. Характеристика основных нарушений, установленных в ходе поверки:
1.1. Неэффективное использование
1.1.1. При проведении капитального ремонта "а/д Чернушка-Тюш" перечислен в 2008 г. подрядной организации ООО "Магистраль" аванс в сумме 46 291,2 тыс. руб., который на момент проверки (на 01.11.2009 г.) не подтвержден актами о приемке соответствующих видов дорожных работ, хотя госконтрактом срок ввода в эксплуатацию указанного объекта определен - октябрь 2008 года.
1.1.2. ООО "Камаснаб" перечислены в 2008 г. бюджетные средства в сумме 392,0 тыс. руб. на содержание участка а/д "Пермь-Краснокамск", находящегося на реконструкции и не сданного в эксплуатацию в связи неисполнением подрядной организацией КТ "Пермская ДПМК" условий контракта на реконструкцию данной автомобильной дороги..
1.1.3. При выполнении проектно-изыскательских работ (далее - ПИР) по объекту: "Переход ул. Стахановская-Ива, на участке от ул. Куйбышева до бульвара Гагарина", изменение метода определения стоимости сметно-нормативной базы 2001 года (ТЕР-2001) территориальные единичные расценки на ресурсный метод ГЭСН - 2001 (государственные элементные сметные нормы) , привело к дополнительным затратам по ПИР на 177,0 тыс. руб.
В результате изменения метода определения стоимости строительства стартовая стоимость объекта, выставленная на торги, возросла на 409 млн. руб., или на 20% .
1.1.4. На 2008 год Минграду Пермского края на осуществление функций независимого контроля качества строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог были утверждены бюджетные ассигнования в сумме 10 830,0 тыс. руб., исполнение составило 8 334,0 тыс. руб.
Минград "Отчеты" по осуществлению функций независимого контроля качества, представленные субподрядной организацией ОАО "Омский СоюзДорНИИ" (подрядчик - ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт транспортной инфраструктуры" Тюменского филиала), передало в ГУ "УАД" только в декабре 2008 года, когда дорожные работы на соответствующих объектах были завершены и результаты независимого контроля утратили свою актуальность из-за отсутствия возможности своевременного их использования при приемке дорожных работ.
1.2. Потери средств краевого бюджета
Основные суммы потерь сложились в результате действий руководства ГУ "УАД", допускающих нарушения положений отдельных статей Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно: изменений условий государственных контрактов в части продления сроков окончания строительства, ремонта дорожных объектов, путем подписания дополнительных соглашений.
В результате, бюджет края не получил средств в виде штрафных санкций от ООО "Магистраль" в сумме 27 003,2 тыс. руб., от ООО "Дельта-Строй" - 2 550,86 тыс. руб., а также, в связи с отзывом исковых заявлений к ОАО "Пермавтодор" - 1 241,9 тыс. руб.
1.3. Неправомерное расходование средств краевого бюджета
1.3.1. Неправомерные расходы в сумме 46,1 млн. руб. сложились по законченному строительством объекту: "2-я очередь строительства мостового перехода через р. Кама в Пермском районе Пермской области", в частности, по расходам на приобретение имущества, источник финансирования которого нормативно не определен и не предусмотрен Сводным сметным расчетом стоимости объекта.
1.3.2. Неправомерные расходы в сумме 39,1 млн. руб. установлены по объекту: "Переход ул. Стахановская - Ива, на участке от ул. Куйбышева до бульвара Гагарина". Так, при определении стартовой цены государственного контракта по данному объекту в полном объеме исключены работы по шумозащитным мероприятиям (остекление окон домов, находящихся в зоне строительства). Однако часть средств на исключенные виды работ необоснованно оставлена в цене государственного контракта, заключенного по итогам проведения конкурса с ОАО "Пермдорстрой", без подтверждения соответствующих объемов работ.
1.3.3. К неправомерным расходам отнесены затраты в сумме 9,8 млн. руб., направленные на оплату выполнения технического надзора сторонними организациями по объектам: "Строительство а/д Пермь-Березники (Обход п. Полазна)", "Переход ул. Стахановская-Ива на уч. ул. Старцева-Ива ".
Неправомерность вышеуказанных расходов обусловлена тем, что в соответствии с Уставом ГУ "УАД" одной из основных его функций является осуществление технического надзора всех видов дорожных работ, и финансирование деятельности учреждения осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете в соответствии со сметой расходов на его содержание.
То есть, в соответствии с уставной деятельностью ГУ "УАД" работы по выполнению технического надзора должны оплачиваться в пределах и за счет сметы расходов на содержание учреждения и не должны одновременно учитываться в составе сводного сметного расчета стоимости строительства объекта.
1.3.4. неправомерные расходы в сумме 14 млн. руб. сложились:
в результате превышения фактических расходов Заказчика (ГУ "УАД") над плановыми расходами (6,4 млн. руб.)
оплаты расходов без соответствующих обосновывающих документов (1,7 млн. руб.)
оплаты расходов подрядной организации (ОАО "Пермавтодор) по заготовке древесины, являющейся её собственностью (5,9 млн. р.).
1.4. Ущерб краевому бюджету
В результате подписания дополнительного Соглашения с ООО "Дельта-Строй" о продлении срока ремонта "а/д Пермь-Березники, уч. км.163+600 - км 169+000 в Усольском районе" включен пункт, которым предусматривается оплата ГУ "УАД" аванса. Выполняя условия допсоглашения, ГУ "УАД" перечислило аванс в сумме 8 790,0 тыс. руб.
В связи с неисполнением подрядчиком взятых на себя обязательств ГУ "УАД" направило в Арбитражный суд Пермского края исковое заявление о расторжении с ООО "Дельта-Строй" госконтракта и о взыскании суммы основного долга. Решением Арбитражного суда от 21.05.2008 г. иск ГУ "УАД" удовлетворен.
Однако в соответствии с Постановлением отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми исполнительное производство о взыскании с ООО "Дельта-Строй" 8 790,0 тыс. руб. было окончено в связи с актом о невозможности взыскания. Мерами розыска установлено, что ООО "Дельта-Строй" изначально создавалось с преступными намерениями, было зарегистрировано на физлицо в качестве учредителя и директора, которого на момент регистрации ООО уже не было, так как имелось свидетельство о его смерти, поэтому розыск данной организации и ее фактических владельцев должен осуществляться органами внутренних дел в рамках уголовного дела".
2. Кроме вышеперечисленных нарушений и недостатков установлено следующее.
2.1. Проверкой обоснованности планирования объема бюджетных средств, направляемых на объекты строительства (реконструкции), капитального ремонта установлено, что в ряде случаев их стоимость неправомерно завышалась за счет включения отдельных видов расходов в состав "Прочих затрат" "Сводного сметного расчета стоимости строительства". В результате, общая сумма неправомерного завышения плановой стоимости отдельных объектов строительства (реконструкции) и капитального ремонта (в текущих ценах соответствующих лет), составляет 533 223,8 тыс. руб. Это, в основном, планируемые расходы на премию за ввод объекта, на ведение технадзора, страхование работников и имущества, которые затем фактически направляются на иные цели.
2.2. Несмотря на то, что Проекты на строительство, в которых уже учитывались затраты на дополнительные работы, и получившие положительные заключения госэкспертизы, затем в ходе исполнения госконтракта на строительство пересматривались технические решения и вновь возникали дополнительные работы.
В ходе производства работ по исполнению отдельных госконтрактов первоначально выполненные виды работ предъявлялись и оплачивались в соответствии с офертными сметами. Одновременно, на уже предъявленные и оплаченные виды работ разрабатывалась рабочая документация с учетом вносимых технических изменений, в результате которых стоимость ранее принятых видов работ затем подлежала корректировке.
Установлены случаи, когда разрешение на строительство объектов ГУ "УАД" получало на стадии завершения строительства объекта.
2.3. Со стороны ГУ "УАД" в ряде случаев не надлежащим образом осуществлялся контроль за подготовкой конкурсной документации, в результате чего завышалась стартовая цена подрядчика и, как следствие, завышалась стоимость в разрезе видов работ, завышались объемы выполненных работ, отсутствовал контроль за обоснованностью составления офертных смет.
Например, при расчете стартовой цены контракта на объекте "Строительство перехода ул. Стахановская - Ива на участке ул. Старцева - Ива" необоснованно завышена начальная цена госконтракта на сумму 195 млн.руб. (в ценах 2 квартала 2008 г.).
2.4. При разработке проектной документации объектов строительства в общую сметную стоимость включаются затраты на переустройство инженерных коммуникаций (переустройство сетей водопровода, канализации, газопровода, электроснабжения и др.) в соответствии с выданными техническими условиями организаций, осуществляющих эксплуатацию перечисленных сетей инженерно-технического обеспечения, не имеющие прямого отношения к стоимости основного объекта строительства. При этом, переустройство инженерных коммуникаций осуществляется (ГУ "УАД" за счет средств краевого бюджета без каких-либо соглашений (договорных условий) с данными организациями, то есть, без определения прав и обязанностей сторон. При вводе объекта в эксплуатацию затраты на переустройство инженерных коммуникаций включаются в балансовую стоимость дорожного объекта. До настоящего времени вопрос о праве собственности переустроенных инженерных коммуникаций (сетей водопровода, канализации, газопровода, электроснабжения и др.) и их передачи нормативно не урегулирован.
2.5. Акты о приемке в эксплуатацию законченной строительством автомобильной дороги "Соединение ул. Стахановская - ул. Чкалова, в том числе путепровод над ж/д путями и р. Данилиха" подписаны государственной приемочной комиссией и утверждены руководителем Дорожного агентства Пермского края 08.10.2007 года. Однако разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, получаемого в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, на момент проверки не имеется, государственная регистрация права недвижимого имущества не оформлена. Несмотря на это, данный объект числится на балансе ГУ "УАД" и включен в реестр краевого имущества.
2.6. Согласно предварительному расчету КСП ПК, осуществленному в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, объем денежных средств, не поступивших в доходную часть бюджета Пермского края в виде штрафных санкций (за нарушение сроков строительства объекта или условий контракта, не возврата суммы долга) составляет 136,7 млн. руб.
2.7. В ходе проверки установлены расхождения отдельных стоимостных показателей законченного строительством объекта "Мостового перехода через р. Кама в Пермском районе Пермской области", а именно "1-й очереди строительства 2-го пускового комплекса" - 7 млн. руб. и "II-й очереди строительства мостового перехода"- 42 млн. руб.
2.8. Допускаются случаи, когда при производстве дорожных работ подрядными организациями велось параллельно 2 общих журнала работ, на одинаковый период времени. При этом, в журналах в разделе "Сведения о производстве работ" записи о сведениях по производству работ отличаются друг от друга, в том числе по объемам и видам работ на соответствующую дату.
3. Качество выполняемых дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения характеризуется следующими показателями.
На гарантийном сроке эксплуатации автомобильных дорог у подрядных организаций в 2009 году находилось 149 дорожных объектов (гарантийных участков), общей протяженностью 567,4 км.
В ходе их весеннего обследования на предмет обнаружения дефектов, не позволяющих продолжить нормальную эксплуатацию дорожного объекта до их устранения, ГУ "УАД" подано предписаний по устранению зафиксированных дефектов по 126 объектам, что составляет 84,6% от общего количества.
В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, а также эффективного использования средств краевого бюджета Дорожному агентству Пермского края и государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края даны соответствующие предложения по их устранению.