Новости
О палате
Открытые данные
План работы
Контрольно-ревизионная деятельность КСП
Экспертно-аналитическая деятельность
Результаты деятельности КСП
Нормотворческая деятельность КСП
СМИ о нас
Официальные выступления и заявления председателя и заместителей председателя КСП
Государственные заказы для нужд КСП
Противодействие коррупции
Государственная гражданская служба в КСП ПК
Порядок поступления граждан на гражданскую службу
Порядок работы с персональными данными
Конкурсы
Квалификационные требования
Обращения граждан и иных лиц
Личный прием граждан и иных лиц
Письменные обращения
Принятые меры по обращениям граждан и иных лиц
Порядок обжалования правовых актов КСП
Обзор обращения граждан
КСО Пермского края
Ассоциация КСО Пермского края
КСО Муниципальных образований Пермского края
Полезные ресурсы

Календарь новостей

Апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Ссылка на новый сайт


Отчёт о деятельности в 2014 году

  

Настоящий Отчёт подготовлен во исполнение положений статьи 21 Закона Пермского края от 12.09.2011 г. № 808-ПК «О Контрольно-счётной палате Пермского края» о ежегодном представлении Законодательному Собранию Пермского края, губернатору и председателю Правительства Пермского края отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты Пермского края, о результатах проведённых экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.

В Отчёте представлены результаты деятельности Контрольно-счётной палаты в 2014 году по выполнению установленных законодательством задач и полномочий.

 

1. Основные показатели деятельности.

1.1. Президентом Российской Федерации поставлена задача повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. В связи с этим, КСП ПК в ходе контрольных мероприятий уделяется особое внимание оценке результативности бюджетных расходов, подготовке конкретных рекомендаций и предложений. Осуществляется постоянный контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений.

1.2. Контрольными мероприятиями в отчётном году было охвачено 51 932 739,1 тыс. рублей[1].

1.3. В целом, в ходе проведения контрольных мероприятий в 2014 году, были выявлены случаи расходования бюджетных средств с нарушениями Бюджетного, Гражданского, Налогового и Градостроительного кодексов РФ, Федерального Закона № 94-ФЗ[2], законов и иных нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учёта и формированию отчётности, других норм законодательства Российской Федерации и Пермского края, - на общую сумму 3 499 364,4 тыс. рублей[3].

1.4. КСП ПК в 2014 вынесено 26 представлений в адрес проверенных учреждений и органов государственной власти; по поступающей информации - работа по устранению недостатков ведётся, но всё же значительная часть представлений остаётся на контроле; за прошедший период снято с контроля 16 представлений, в связи с выполнением рекомендаций КСП ПК.

В качестве мер, принимаемых по устранению недостатков можно отметить такие как:

- внесение изменений Правительством края в нормативные правовые акты;

- привлечение к административной ответственности должностных лиц;

- активизация претензионно-судебной работы заказчиков по взысканию неустойки, задолженности с подрядчиков, либо исполнителей.

Так, во исполнение представлений КСП ПК: администрация Пермского района - через суд взыскивает 1 058,3 тыс. рублей, в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств; министерство сельского хозяйства Пермского края - направило в суд исковые заявления о возврате в бюджет 10 910,8 тыс. рублей, израсходованных неправомерно; по иску администрации Чердынского муниципального района - вынесено судебное решение о взыскании с подрядчика 382,9 тыс. рублей неустойки, за нарушение договорных условий; министерством здравоохранения - взыскивается через суд 1 млн. бюджетных средств, выплаченных неправомерно.

1.5. По фактам нецелевого использования бюджетных средств КСП ПК было возбуждено 7 административных дел, из которых по 4 делам в отношении должностных лиц применена административная ответственность в виде наложения штрафа.

1.6. Во исполнение представлений КСП ПК за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей - к дисциплинарной ответственности привлечено 9 чел., в том числе: в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

1.7. Информация о выявленных нарушениях и материалы всех контрольных мероприятий направлены в Прокуратуру Пермского края. По информации, полученной из Прокуратуры, по итогам рассмотрения материалов КСП ПК были применены следующие меры прокурорского реагирования:

- вынесено 26 протестов по приведению локальных актов и нормативных правовых актов муниципальных образований в соответствие с федеральным и краевым законодательством;

- вынесено 62 представления об устранении нарушений;

- 2 исковых заявлений направлено в суды для защиты нарушенных прав;

- по результатам реализации представлений прокуратуры, 57 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Требования прокуроров, изложенные в актах прокурорского реагирования, удовлетворены в полном объёме.

1.8. По результатам проведенных проверок КСП ПК, - 5 материалов находятся в доследственных проверках правоохранительных органов, возбуждено 1 уголовное дело по ч. 4 ст.160 УК РФ (присвоение и растрата).

1.9. Тем не менее, - не все рекомендации, изложенные в представлениях КСП ПК, выполняются, так государственные и муниципальные заказчики не предъявляют к исполнителям, нарушавшим условия государственных контрактов, штрафные санкции, - в результате, только по проведённым контрольным мероприятиям КСП ПК установлены возможные потери бюджетов в объёме 8 173,4 тыс. руб.

1.10. Кроме того, даже при наличии судебных решений, главными распорядителями бюджетных средств не принимаются меры по взысканию присужденных средств. Так, Министерство культуры Пермского края - не принимает меры по возмещению ущерба в сумме 1 334,5 тыс. руб., причинённого бюджету Пермского края учреждениями культуры.

1.11. КСП ПК привлекается к участию в судебных процессах в связи с проведенными контрольными мероприятиями и оспариванием выводов КСП ПК о нарушениях (нецелевого, неэффективного расходования бюджетных средств, причинение ущерба). В 2014 году, возможно отметить судебные процессы инициированные КСП ПК в отношении мероприятий «Белые ночи Перми», АНО «Пермь-36». Решения судов подтвердили выводы КСП ПК, которые признаны соответствующими законодательству.

В судебных решениях было отмечено наличие значительных нарушений при организации и проведении мероприятий «Белые ночи», которые повлекли не только неэффективные расходы бюджетных средств при выполнении государственных заданий автономными учреждениями, но и выявили существенное нарушение законодательства о конкуренции со стороны Министерства культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Полагаем, что данные нарушения явились следствием неправильного порядка предоставления и расходования субсидий автономными учреждениями для выполнения государственного задания, позволяющему учреждениям без ограничения привлекать посреднические организации для выполнения государственных функций, с оплатой за счёт субсидий значительных сумм вознаграждения. В судебных решениях отмечено, что учреждения «заключали договоры с физическими и юридическими лицами, используя бюджетные средства также с нарушением требований действующего законодательства, что установлено в материалах настоящего дела, а также в решении УФАС России по Пермскому краю от 13.12.2013».

Судебными органами и УФАС по Пермскому краю указываются факты нарушения законодательства о конкуренции[4] КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики», выразившегося в совмещении функции хозяйствующего субъекта с функциями органа государственной власти субъекта РФ - Министерства культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Во многих таких случаях наглядно просматривается аффилированность должностных лиц автономных учреждений с коммерческими организациями.

 2. Экспертно-аналитическая деятельность.

2.1. В 2014 году КСП ПК проведены финансовые экспертизы 84 проектов законов и иных нормативных правовых актов Пермского края, по результатам которых подготовлены заключения и направлены в ЗС ПК, в т.ч. на проект закона Пермского края «О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Основные замечания к законопроекту:

- для разработки параметров регионального бюджета на 2015-2017 годы использован «базовый» вариант Прогноза, который не учитывал ухудшение социально-экономической и геополитической ситуации в стране, повлекшие за собой изменения прогноза развития России, а также уточнённый прогноз развития России;

- объём дорожного фонда Пермского края на 2015 год определён без учёта планового переноса средств с 2013 года на 2015 год в сумме 500 млн. руб., на 2016 год без учёта планового переноса средств с 2014 года на 2016 год в сумме 1 032,4 млн. руб.;

- в Реестре расходных обязательств Пермского края и проекте бюджета предусмотрены не все расходы на выполнение расходных обязательств Пермского края;

- в Реестр внесены расходные обязательства, по которым либо не принят (отсутствует) нормативный правовой акт Пермского края, либо закончился срок действия расходного обязательства;

- в Пермском крае не применяется процедура представления для экспертизы государственных программ в КСП ПК до внесения на рассмотрение проекта закона о бюджете на очередной финансовый год в Законодательное Собрание Пермского края.

2.2. В соответствии с поручением комитета по социальной политике Законодательного собрания Пермского края[5], - КСП ПК проведён анализ обоснованности изменений Программы социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы. По результатам экспертно-аналитического мероприятия, - был сделан вывод, что внесение изменений в Программу СЭР ПК обусловлено рядом объективных факторов - изменением бюджетного законодательства в связи с переходом на программный бюджет, актуализацией перечня проблем, целей и задач, а также целевых показателей в связи с изменениями текущей ситуации. Так же, высказан ряд замечаний и недостатков, которые были учтены при доработке законопроекта.

2.3. В соответствии с поручением Законодательного собрания Пермского края[6], - КСП ПК проведена оценка эффективности налоговых льгот по региональным налогам и налоговым ставкам, установленным законодательством Пермского края

По результатам экспертно-аналитического мероприятия были сделаны основные выводы, что предоставляемые льготы неэффективны, в результате предоставления налоговых льгот, бюджет Пермского края недополучает средств, в среднем, - до 16% от общего объёма налоговых и неналоговых доходов края, но при этом инвестиционная активность в крае не увеличивается, а наоборот, - уменьшается.

По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия, подготовлено Заключение КСП ПК, которое было рассмотрено на Экономическом совете при губернаторе Пермского края, где выводы КСП были поддержаны. С сентября 2014 года ведётся работа над проектом  закона Пермского края «О внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

2.4. Во исполнение поручения Законодательного Собрания Пермского края[7] - КСП ПК, в рамках своей компетенции, проведено экспертно-аналитическое мероприятие, с целью проверки хода исполнения в Пермском крае, в том числе в муниципальных образованиях Пермского края, в 2013 г. и в первом квартале 2014 года указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28 декабря 2012 г. № 1688, по вопросам доведения средней заработной платыотдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений до уровня, установленного правовыми актами Правительства Пермского края («дорожными картами») о поэтапном совершенствовании системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

По итогам проведённого мероприятия, были сделаны следующие основные выводы. Во исполнение Указов Президента РФ в Пермском крае были разработаны и утверждены распоряжениями Правительства Пермского края планы мероприятий («дорожные карты») по развитию отраслей социальной сферы, содержащие целевые индикаторы развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение, в том числе - мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах. Всего, в части совершенствования систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, - в Пермском крае утверждено 5 «дорожных карт». За 2013 год все «дорожные карты» Пермского края были выполнены и, в большинстве случаев, - с превышением установленных значений;

2.5. Во исполнение поручения Законодательного Собрания Пермского края[8] проведён выборочный анализ практики формирования бюджетов муниципальных образований края программно-целевым методом, сформулированы основные задачи контрольно-счётных органов Пермского края при реализации указанных направлений бюджетной политики.

Предложения КСП ПК по рассматриваемому вопросу были учтены Постановлением Законодательного собрания Пермского края от 22.05.2014 г. № 1257 «Об итогах проведения выездного заседание депутатов комитета Законодательного Собрания Пермского края по бюджету в Горнозаводском муниципальном районе». Было рекомендовано Правительству Пермского края подготовить модельный нормативный акт по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ, актуализировать Методические рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования; органам местного самоуправления - актуализировать программы социально-экономического развития территорий; осуществлять формирование муниципальных программ исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального образования; КСП ПК - разработать стандарты экспертизы государственных программ и, в соответствии с регламентом Ассоциации контрольно-счётных органов Пермского края, - довести их до муниципальных контрольно-счётных органов Пермского края.

2.6. В целях реализации выводов, содержащихся в заключении КСП ПК на проект закона Пермского края «О бюджете Пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», - проведено экспертно-аналитическое мероприятие по вопросу «Проверка расчёта корректирующих коэффициентов (отражающих местные особенности и оказывающих объективное влияние на стоимость предоставляемых муниципальных услуг), применённых при распределении дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов при формировании проекта бюджета на 2014 год, на соответствие утверждённой Методике, и достоверность информации». По результатам мероприятия сделан вывод, что при расчёте указанных коэффициентов – имели место многочисленные случаи применения недостоверной исходной информации (неполной, устаревшей, представленной не по требовавшимся показателям, в ряде случаев - просто ошибочной); в результате: рассчитанные с применением недостаточно качественной информации коэффициенты – не в полной мере отражали территориальные особенности муниципальных образований Пермского края, что привело к искажению объёмов дотаций на 2014 год в разрезе муниципальных районов и городских округов. Основные причины различного рода нарушений и недостатков - отсутствие надлежащего контроля со стороны Минтерразвития Пермского края и ответственных ОИГВ над достоверностью исходной информации, применённой для расчета корректирующих коэффициентов, и не согласованность ряда нормативных правовых актов Пермского края, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере.

Результаты мероприятия реализованы путём внесены изменения в Положение о Министерстве территориального развития Пермского края[9] - в части закрепления за указанным Министерством функции по расчёту отдельных корректирующих коэффициентов и предоставлению в Министерство финансов Пермского края всех корректирующих коэффициентов, применяемых для распределения дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Так же, внесены изменения в Закон Пермского края «О методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае»[10] - в расчет коэффициента стоимости коммунальных услуг, в соответствии с которыми при расчёте данного коэффициента учитываются жидкие бытовые отходы.

 3. Контрольно-ревизионная деятельность.

3.4. Деятельность КСП ПК строилась на основании годового плана работы, утверждённого председателем КСП ПК по результатам рассмотрения и одобрения плана коллегией КСП ПК. Однако, в течение года, - в план было включено 13 дополнительных контрольных мероприятия; из них - по поручениям и предложениям:

- Законодательного Собрания Пермского края - 5;

- коллегии КСП ПК - 3;

- Прокуратуры Пермского края – 2;

- ГУ МЧС России по Пермскому краю- 1;

- ГУ МВД России по Пермскому краю - 2.

3.2. Контрольная деятельность КСП ПК в 2014 году была направлена не только на выявление нарушений в использовании бюджетных средств и государственного имущества, но и на проведение профилактических мероприятий.

3.3. За прошедший год, КСП ПК проведено 46 мероприятий различного уровня:

- тридцать пять тематических проверок;

- три аудита эффективности;

- одно обследование по вопросу увеличения сметной стоимости инвестиционного проекта «Строительство крытого ледового катка с искусственным льдом в г. Краснокамске»;

- семь экспертно-аналитических мероприятий;

3.4. В рамках последующего контроля, в соответствии с требованиями ст. 264.4 БК РФ, ст. 50 Закона о бюджетном процессе, КСП ПК проведены внешние проверки бюджетной отчётности 11 ГРБС, в ходе которых выявлены нарушения на общую сумму 2 109 505,1 тыс. руб.

3.5. Всего, в ходе контрольных мероприятий были проверены 192 организации.

3.6. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года и на реализацию приоритетного регионального проекта «Сельское жилье», - были установлены факты нецелевого расходованию бюджетных средств, в связи с осуществлением социальных выплат лицам, не являющимся объектами социальной поддержки. По результатам экспертно-аналитического мероприятия, прокуратурой Юсьвинского муниципального района в судебные органы направлено исковое заявление по взысканию в бюджет ущерба в сумме 693,9 тыс. рублей.

В рамках исполнения представления по иску администрации Пермского муниципального района судом принято решение о взыскании с гражданина неправомерно полученных им 1 058,3 тыс. рублей социальной выплаты.

3.7. По результатам проверки законности, целевой направленности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» в части предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям», - были выявлены многочисленные нарушения при социальной поддержке многодетных семей, как в сфере охраны здоровья, так и в организации социальной поддержки, в процессе осуществления учебного процесса и организации питания лиц из указанной категории. Отчёт по результатам контрольного мероприятия направлен в краевую прокуратуру, которая поручила, в свою очередь, горрайпрокурорам - принять меры прокурорского реагирования. Городскими и районными прокурорами были проведены прокурорские проверки информации изложенной в отчёте аудитора по данному мероприятию. По результатам прокурорских проверок: вынесено 23 протеста на нормативные акты; в суд направлено 1 заявление в интересах детей, которое было удовлетворено полностью; внесено 34 представления, по которым к дисциплинарной ответственности привлечены 57 должностных лиц.

3.8. Экспертно-аналитическое мероприятие по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и на реализацию приоритетного регионального проекта «Сельское жилье». 

По результатам экспертно-аналитического мероприятия, выявлены нарушения на общую сумму 57 881,2 тыс. рублей, из которых нарушения на сумму 41 635,3 тыс. рублей устранены путем предоставления документов, оформленных в ходе проведения мероприятия. В адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края внесено 6 представлений, которыми рекомендовано принять меры по устранению нарушений и по возмещению средств  в сумме 13 832,6 тыс. рублей в результате причинённого ущерба, переплаты социальной выплаты, утратой права на социальную выплату. Представления находятся на исполнении.

Органами прокуратуры приняты меры прокурорского реагирования - внесены 9 представлений об устранении нарушений законодательства главам муниципальных районов и сельских поселений, руководителю одной сельскохозяйственной организации.

3.9. КСП ПК совместно с отделом по противодействию коррупции УЭБ и ПК ГУ МВД России по Пермскому краю и прокуратурой Индустриального района г. Перми проведена проверка по вопросам законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края на предоставление государственных услуг по организации предоставления дополнительного профессионального образования по повышению квалификации работников в ГАОУДПО «Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения».

В ходе проверки установлено, что в результате действий должностных лиц учреждения нанесен ущерб бюджету в сумме 11 556,3 тыс. рублей. В настоящее время, правоохранительными органами ведётся доследственная проверка.

3.10. КСП ПК осуществлена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) расходования финансовых средств, выделенных из бюджета Пермского края на обеспечение жильём молодых семей в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

По результатам контрольного мероприятия выявлено нарушений всего – 348 347,7 тыс. руб.

Кроме того, отмечено, что ДЦП предусматривается 2 направления расходования средств:

1) предоставление социальных выплат в рамках участия в реализации ФЦП «Жилище» в размере 30% расчётной (средней) стоимости жилья;

2) предоставление социальных выплат в размере 10% от средней (расчётной) стоимости жилья.

Предоставление молодым семьям-участникам Программы социальной выплаты за счёт средств краевого бюджета в размере 10% расчётной (средней) стоимости жилья, - по-существу лишает молодую семью права участвовать в реализации Подпрограммы ФЦП «Жилище». По мнению КСП ПК, социальная выплата из краевого бюджета в размере 10% расчётной стоимости жилья - предоставляется вне рамок федерального законодательства (ФЦП «Жилище») и является дополнительной мерой социальной поддержки молодой семьи, то есть, является дополнительным обязательством, взятым на себя Пермским краем. Указанная социальная выплата должна предоставляться молодой семье в дополнение к полученной социальной выплате в рамках участия Пермского края в реализации Подпрограммы ФЦП «Жилище», а не взамен неё.

За период 2011-2013 гг. на социальные выплаты в размере 10% расчётной стоимости жилья, то есть на исполнение дополнительных обязательств Пермского края, были израсходованы средства краевого бюджета в объёме 854 312,4 тыс. руб.

Отчёт КСП ПК был рассмотрен на выездном заседании комитета по развитию инфраструктуры Законодательного Собрания Пермского края, по итогам проведения которого был дан ряд рекомендации[11] Правительству Пермского края.

3.11. В рамках проведённого контрольного мероприятия по вопросу реализации долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы» - выявлены факты неправомерного расходования средств краевого бюджета: в сумме 6,8 млн. руб. (в нарушение процедуры привлечения и закрепления кадров учреждениями - допускалось: обучение медицинских работников по той же специальности, по которой они работают; обучение работников, не относящихся к медицинскому персоналу; предоставление частичной компенсации затрат на приобретение (строительство) жилья специалистам, не указанным в заявках учреждений, т.е. - не имевшим права участвовать в Программе); в сумме 1,0 млн. руб. - на выплату единовременной компенсации медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт;  предоставлениячастичной компенсации затрат на приобретение (строительство) жилья медицинскому работнику - не в полном объёме(из средств краевого бюджета - в сумме 270,3 тыс. руб., местного – 115,9 тыс. руб.).

По результатам контрольного мероприятия в адрес Министерства здравоохранения Пермского края направлено представление для устранения выявленных нарушений, оформлено 5 протоколов об административных правонарушениях.

3.12. В соответствии с Законом о КСП ПК, все отчёты по результатам контрольных мероприятий направлялись в Законодательное Собрание Пермского края, губернатору и в Правительство Пермского края, - с конкретными предложениями по устранению нарушений и недостатков, установленных в ходе проверок.

В течение года, профильными комитетами Законодательного Собрания Пермского края было заслушано 6 отчётов аудиторов КСП ПК, подготовленных по результатам контрольных мероприятий. В ходе рассмотрения отчётов, депутатами были приняты решения и рекомендации в адрес Правительства Пермского края по устранению выявленных нарушений. Также, результаты контрольных мероприятий были использованы для подготовки информации по вопросам, рассматривавшимся депутатами Законодательного Собрания на выездных заседаниях Консультативного совета и комитетов. Всего, была подготовлена информация по 12 вопросам, которая использовалась депутатами при принятии решений по итогам выездных заседаний, - что является одной из форм парламентского контроля.

 4. Аудит эффективности использования бюджетных средств.

4.1. Аудит эффективности расходования финансовых средств, выделенных из бюджета Пермского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее – «Дети-сироты»), показал, что за период 2011-9 месяцев 2014 гг. - реализовывался Пилотный проект, которым Детям-сиротам предоставляются выплаты за счёт средств бюджета Пермского края: лицам в возрасте до 23 лет (включительно) - в форме жилищных сертификатов; лицам старше 23 лет - путём перечисления денежных средств на счета, открытые в кредитных организациях. Всего были выделены бюджетные средства в размере 986 970,2 тыс. руб. Закон Пермского края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот был принят только в 2012 году.

С 1 января 2013 года в соответствии с федеральным законодательством - предусматривался новый порядок предоставления жилья Детям-сиротам, а именно: однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений[12].

Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот[13] был утверждён постановлением Правительства Пермского края 11.03.2013.

По мнения КСП ПК реализацию пилотного проекта следует расценивать как дополнительную гарантию прав Детей-сирот на имущество и жилое помещение, поскольку данный проект устанавливает иные правоотношения, нежели предоставление жилья Детям-сиротам на условиях и в порядке, определённом федеральным законодательством. Всего, за период 2011-9 месяцев 2014 гг. на исполнение дополнительных расходных обязательств Пермского края («Пилотный проект» и исполнение судебных решений), то есть - сверх обязательств по федеральному законодательству - направлены средства краевого и федерального бюджетов в размере 1 633 815,1 тыс. руб. (или 48,7% от общего объёма перечисленных средств).

По результатам аудита эффективности, - делается вывод о необходимости пересмотра финансирования данного дополнительного расходного обязательства Пермского края.

4.2. Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию отдельных направлений государственной политики занятости населения Пермского края в 2011-2013 г.г.

По результатам проведения аудита эффективности установлено, что 5 из 10 критериев эффективности не соответствуют установленным значениям, а 2 критерия эффективности – соответствуют не в полной мере, в результате чего бюджетные средства в общей сумме 81,6 млн. руб. оцениваются, как использованные неэффективно. В частности:

- в Пермском крае для достижения результата по изменению ситуации на рынке труда (уменьшение на 1 тыс. зарегистрированных безработных и на 0,1 процентных пункта регистрируемой безработицы) - требуется значительно больше бюджетных средств по сравнению с другими субъектами Российской Федерации схожими по уровню социально-экономического развития;

- распределение бюджетных средств между центрами занятости населения Пермского края осуществляется без учёта ситуации на рынке труда конкретной территории. Как следствие, муниципальные образования с высоким уровнем регистрируемой безработицы финансируются меньше территорий с низким уровнем регистрируемой безработицы;

- отсутствие в нормативном правовом акте Пермского края при предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию содействия самозанятости безработных граждан условий, связанных с требованиями к сфере предпринимательской деятельности, соответствующей приоритетным отраслям экономики отдельных муниципальных образований Пермского края, - не способствует соблюдению баланса интересов всех участников на длительную перспективу. Как следствие, показатель продолжения предпринимательской деятельности на момент проверки из общего числа граждан, получивших финансовую помощь на открытие собственного дела, составляет всего 47%.

Предложение:

- усовершенствовать систему распределения бюджетных средств на реализацию мероприятий в сфере занятости между подведомственными учреждениями с учётом меняющейся ситуации на рынке труда в муниципальных образованиях;

- рассмотреть целесообразность нормативного закрепления дифференциации оказания услуг в зависимости от уровня безработицы в муниципальных образованиях.

Правительству Пермского края - принятьнормативный правовой акт по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства.

Исполнение предложений находится на контроле в КСП ПК.

4.3. «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование дорожного хозяйства Пермского края», основными целями которого являлись оценка эффективности системы управления дорожным хозяйством Пермского края и оценка использования бюджетных средств, выделенных на финансирование дорожного хозяйства за период 2011-2013 годов и 1-е полугодие 2014 года. Для оценки эффективности, - были применены соответствующие критерии, уровень достижения которых позволил оценить эффективность в проверяемый период на уровне 50%.

По результатам проведённого мероприятия, - отмечено, в частности, следующее:

- нормативно-правовая база, необходимая для регулирования деятельности в сфере дорожного хозяйства Пермского края, - создана не в полном объёме и, в отдельных случаях, - не соответствует нормам федерального законодательства;

- имеются недостатки в планировании расходов на дорожное хозяйство;

- динамика привлечения средств федерального бюджета для софинансирования расходов дорожного хозяйства Пермского края в проверяемый период - не может характеризоваться положительно;

- в настоящее время, ни один проект строительства (реконструкции) дорожного объекта в рамках концессионного соглашения (ГЧП) - не реализуется;

- Министерством транспорта Пермского края - не в полной мере осуществляется реализация потенциальных возможностей поступления в доход бюджета Пермского края от источников в сфере дорожного хозяйства;

- практика использования современных технических решений и материалов - не нашла широкого применения при проведении дорожных работ на региональных объектах;

- система планирования и использования бюджетных инвестиций на автодорожное строительство - не направлена на концентрацию финансовых ресурсов на финансирование объектов высокой степени готовности и ввода их в эксплуатацию для скорейшего получения отдачи от вложенных средств и достижение социально-экономических результатов, которые обозначались при обосновании необходимости осуществления соответствующих капитальных вложений;

- не обеспечено достижение целевых показателей в сфере дорожного хозяйства, установленных в Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, ДЦП «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2015 годы», государственной программе «Развитие транспортной системы».

По результатам проведения мероприятия, также установлено нарушений при использования бюджетных средств на сумму 23 523,0 тыс. руб.

 5. Кадровое обеспечение деятельности КСП ПК.

5.1. Организация государственной службы в КСП ПК строится в соответствии с действующим законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции.

5.2. В целях обеспечения равных прав граждан на доступ к государственной службе, а гражданских служащих - на должностной рост, в 2014 году в Палате проведено два конкурса на зачисление в кадровый резерв. По их результатам, 10 человек были назначены на должности государственной гражданской службы.

5.3. В КСП ПК работают высококвалифицированные специалисты: 100% государственных гражданских служащих имеют высшее образование, из них – более 73% базовое высшее профессиональное экономическое или финансовое образование, 11,5% - юридическое, более 17% - имеют два высших образования.

5.4. Средний возраст государственных служащих в КСП ПК составляет 44 года.

5.5. Для повышения эффективности профессиональной деятельности в 2014 году в Палате проведена аттестация сотрудников. По результатам аттестации: 17 человек были назначены на вышестоящие должности в порядке должностного роста; 22 служащим, в установленном порядке, - были присвоены классные чины.

5.6. Первостепенное внимание уделялось повышению квалификации служащих в рамках дополнительного профессионального образования. За год, 6 человек повысили свою квалификацию в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2 человека – в учебных организациях города Перми.

5.7. В 2014 году за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, развитие системы государственного финансового контроля и в связи с 15-летием Контрольно-счётной палаты Пермского края, были отмечены: медалью Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации (АКСОР) – 2 человека, почётной грамотой АКСОР – 5 человек, благодарственными письмами: губернатора Пермского края - 4 человека, председателя Правительства Пермского края – 3 человека, председателя Законодательного Собрания Пермского края – 5 человек.

5.8. Информации о коррупционных правонарушениях служащих Контрольно-счетной палаты Пермского края - в 2014 году не поступало.

 6. Взаимодействие с контрольно-счётными органами муниципальных образований Пермского края.

6.1. В отчётном году была продолжена работа, направленная на укрепление в крае системы государственного и муниципального внешнего финансового контроля. Так, при содействии КСП ПК, был ускорен вопрос с комплектованием контрольно-счетного органа, созданного решением Земского Собрания Косинского муниципального района, кадрами. В результате, в 2014 году контрольно-счетные органы действовали во всех городских округах и муниципальных районах Пермского края.

6.2. Основным направлением деятельности контрольно-счётных органов Пермского края в 2014 году продолжал оставаться контроль за использованием бюджетных ресурсов и результативностью их расходов. В отчётном периоде, муниципальными контрольно-счётными органами проведено 998 контрольных мероприятий. Объем средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 79,9 млрд. руб. В ходе контрольных мероприятий было выявлено финансовых и прочих нарушений на общую сумму 4,7 млрд. руб., из них: нецелевое использование бюджетных средств – 14,5 млн. руб., неэффективное использование бюджетных средств – 398,3 млн. руб., нарушений установленного порядка управления и распоряжения имуществом – 771,4 млн. руб.

6.3. По итогам проверок, органам местного самоуправления и организациям-получателям бюджетных средств было направлено 535 предписаний и представлений. По результатам их исполнения было устранено нарушений, возмещено в бюджет, выполнено работ - на 3,6 млрд. руб. Материалы по 298 контрольным мероприятиям были направлены в правоохранительные органы, по материалам 8 проверок были возбуждены уголовные дела.

6.4. Контрольно-счётные органы Пермского края, в соответствии с общим вектором развития внешнего финансового контроля в Российской Федерации, в отчётном периоде значительное внимание уделяли экспертно-аналитическим мероприятиям, вследствие чего по сравнению с соответствующим периодом прошлого года их количество возросло на 7,4%, составив 4493 мероприятий[14].

6.5. Продолжена работа с муниципальными контрольно-счётными органами края в рамках Ассоциации контрольно-счётных органов Пермского края (далее – «Ассоциация КСО ПК»). По состоянию на 01.01.2015, членами Ассоциации КСО ПК являются 48 контрольно-счётных органов муниципальных образований Пермского края.

В рамках деятельности Ассоциации КСО ПК, краевой Палатой проводилась большая разъяснительная работа, оказывалась консультационная, организационная, правовая и методическая помощь контрольно-счётным органам муниципальных образований в целях результативной реализации возложенных на них полномочий.

6.6. В целях совершенствования профессиональной компетенции работников муниципальных контрольно-счётных органов, освоения ими новых способов решения профессиональных задач в сфере внешнего муниципального финансового контроля - для руководителей и специалистов КСО муниципальных образований было организовано обучение в Институте повышения квалификации – РМЦПК (г. Пермь) на тему«Ценообразование и сметное нормирование в строительстве». Обучение прошли 27 человек - представители 19-ти контрольно-счётных органов муниципальных образований Пермского края.

6.7. В рамках Ассоциации КСО ПК, 07.11.2014 года было проведено ежегодное Собрание-совещание Ассоциации, на котором присутствовало 58 чел. - руководители, аудиторы и специалисты из 42-х контрольно-счётных органов муниципальных образований Пермского края. На обсуждение были вынесены как организационные вопросы, так и наиболее актуальные вопросы контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Также, в отчётном году представители КСП ПК приняли участие в совещании, проведённом в г. Березники территориальной ассоциацией контрольно-счётных органов «Верхнекамье». Формат данных мероприятий - обмен опытом и обсуждение важных задач, стоящих перед контрольно-счетными органами, - служит повышению качества государственного и муниципального внешнего финансового контроля.

6.8. На официальном сайте КСП ПК регулярно пополняется банк данных Отчётов и Заключений Контрольно-счётной палаты по результатам проведённых ею контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Муниципальные контрольно-счетные органы имеют неограниченный доступ к этому банку данных для использования опыта КСП ПК в своей практической деятельности.

6.9. В целях заинтересованности в повышении качества работы, в отчётном периоде производилось награждение сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов наградами Ассоциации - Почетными грамотами и Благодарственными письмами.

 7. Гласность в работе КСП ПК.

7.1. Принцип гласности в работе КСП ПК в 2013 году реализовывался как традиционным способом – путём опубликования результатов контрольных мероприятий и проведённых финансовых экспертиз в средствах массовой информации, так и методами внедрения современных информационных технологий. Приданию информационной составляющей в деятельности КСП ПК постоянного интерактивного характера способствовало использование официального интернет-сайта КСП ПК – (www.ksppk.ru). Как и прежде, регулярно обновляется интернет-страница КСП ПК на официальном информационном портале Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации «Счётные палаты России» (www.ach-fci.ru). Размещение информации о деятельности палаты осуществлялось во исполнение требований Закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011 г.[15], в соответствии с совместным с Федеральным центром информатизации Счётной палаты РФ регламентом.

7.2. Информация с официального сайта КСП ПК использовалась информационными агентствами Пермского края.

 

         8. Основные задачи КСП ПК на 2015 год.

В 2015 году основные усилия в деятельности КСП ПК будут направлены на организацию процессов эффективного контроля над формированием и исполнением государственных программ Пермского края и аудита закупок, что особенно важно в условиях продолжающейся стагнации в экономике Пермского края и сложностями с наполнением краевого бюджета, а также - на дальнейшее продолжение методологической работы над разработкой и совершенствованием стандартов контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП ПК.

  

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты Пермского края                             Ю.В. Новоселов



[1] - средства федерального бюджета – 9 734 074,3 тыс. руб.;

- средства краевого бюджета – 35 438 649,1 тыс. руб.;

- средства местных бюджетов – 500 441,3 тыс. руб.;

- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ТФОМС ПК) – 1 488 737,6 тыс. руб.

- внебюджетные средства – 4 770 835 тыс. руб.

[2] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

[3] - нецелевые расходы – 6 964,8 тыс. руб.;

- неэффективные расходы – 564 070,9 тыс. руб.;

- неправомерные расходы – 223 326,1 тыс. руб.;

- иные нарушения – 2 705 028,5 тыс. руб.

[4] Ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»

[5] Решение от 20.05.2014г. №45/15 «О проекте закона Пермского края «О внесении изменений в Закон Пермского края «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» (первое чтение, вносит губернатор края).

[6] Постановление Законодательного Собрания Пермского края № 1246 от 17.04.2014 «О поручении Контрольно-счетной палате Пермского края».

[7] Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 22.05.2014 № 1256 «Об информации об исполнении отдельных Указов Президента Российской Федерации».

[8] В соответствии с Постановлением Законодательного собрания Пермского края от 11.12.2013 г. № 1078 «О проведении выездных заседаний консультативного совета и комитетов Законодательного Собрания Пермского края в 2014 году».

[9] Постановление Правительства Пермского края от 05.12.2014 № 1402-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 8 октября 2012 г. № 1032-п «Об утверждении Положения о Министерстве территориального развития Пермского края».

[10] Закон Пермского края от 07.10.2014 № 371-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае» (принят ЗС ПК 18.09.2014).

[11] Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 18.09.2014 № 1426 «Об итогах проведения выездного заседания комитета по развитию инфраструктуры в Пермском городском округе».

[12] Статья 8 «Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение» ФЗ № 159-ФЗ.

[13] Утверждён постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п.

[14] Данные в п.п. 6.2.-6.4. приведены по информации 57 контрольно-счётных органов муниципальных образований Пермского края (48 муниципальных районов и городских округов и 9 городских и сельских поселений).

[15] Закон РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».