Полтора проектировщика
14 февраля 2017 г.
Контрольно-счетная палата выявила грубые нарушения в работе ОАО «РВ-Пермь», созданного для реализации проекта реконструкции вокзала Пермь II
Сегодня после нескольких переносов сроков Контрольно-счетная плата (КСП) Пермского края представила результаты проверки деятельности ОАО «РВ-Пермь». Организация была создана в 2013 году для разработки проекта по строительству транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала Пермь II. В уставный капитал общества внесено 150 млн рублей из бюджета Пермского края. Заявлялось, что вторым акционером станет ОАО «РЖД», она же и софинансирует проект. Однако этого не произошло.
Заместитель председателя краевой КСП Юрий Скорняков рассказал, что проверке препятствовал теперь уже бывший генеральный директор ОАО «РВ-Пермь» Алексей Шабалин. Он отказывался предоставлять необходимые документы и не обеспечил доступ сотрудников КСП на территорию компании. В отношении него были составлены два протокола об административных правонарушениях, которые рассмотрены мировым судом. К проведению проверки привлекли краевую прокуратуру. Однако получить первичные документы за 2013-2014 годы так и не удалось, только более поздние.
КСП пришла к выводу, что краевое министерство транспорта не контролировало деятельность акционерного общества. Это основная причина того, что за три года проект ТПУ так и не был разработан. Средства Пермского края использовались неэффективно. ОАО «РВ-Пермь» физически не могло осуществлять свою основную деятельность, так как в штате компании всего «полтора» сотрудника: директор и секретарь на полставки, заявил Юрий Скорняков.
За все время существования акционерного общества в его распоряжении находилось 171,6 млн рублей. Помимо средств Пермского края это проценты от размещения средств на депозитах. На 1 октября 2016 года остаток денежных средств составил 111,2 млн рублей. Дебиторская задолженность учтена в размере 41,4 млн рублей. 19 млн рублей использовано. В том числе на управленческие расходы – 11,6 млн рублей, аренду транспортных средств – 3,2 млн рублей, консультационные услуги – 2,8 млн рублей, восстановление бухгалтерского учета – 1,1 млн рублей, командировочные расходы – 1,8 млн рублей.
94,7 млн рублей на длительный период (1-2,5 лет) отвлекались на авансирование двух неисполненных договоров. Первый – с ООО «РВ-Проект» на разработку проектно-сметной документации. Она не разработана, аванс так и не возвращен (ведется исполнительное производство; ответчик признан банкротом). Вторая сделка – с ОАО «РЖД» о покупке недвижимого имущества по ул. Локомотивной, 18. Перечислен аванс 50 млн рублей. Данный договор впоследствии был расторгнут. Как отмечает КСП, общая стоимость контракта составляла 300 млн рублей, то есть больше, чем имелось у ОАО «РВ-Пермь».
Сейчас ООО «РВ-Проект» подало встречный иск о взыскании 25 млн рублей. Осложняет дело то, что Игорь Арсентьев, занимавший пост гендиректора ОАО «РВ-Пермь» в 2013-2014 году, подписал акты приемки выполненных работ и подтвердил это в суде.
Про следующего директора Алексея Шабалина также стоит сказать, что он брал себе под отчет в общей сложности 4,3 млн рублей. В том числе на момент увольнения у него находилось 1,2 млн подотчетных средств. Г-н Шабалин досрочно ушел с поста генерального директора по собственному желанию.
После этого у компании месяц не было гендиректора. В это время средствами неправомерно распоряжался секретарь совета директоров акционерного общества, говорят в КСП. Расходы составили более 1 млн рублей. Материалы проверки КСП переданы в прокуратуру, но реакции не поступило. Кроме того, документы, связанные с деятельностью Михаила Арсентьева, подавались в правоохранительные органы, но там посоветовали обращаться в суд.
Еще 8 миллиардов
Сейчас есть инвестор, который готов вложить в строительство объектов ТПУ 8 млрд рублей, – ООО «Трансстройм» (связано с компанией «Трансмашхолдинг»). Директор «Трансстройм» Алексей Заварцев присутствовал на заседании инфраструктурного комитета Законодательного собрания края и подтвердил готовность выкупить акции ОАО «РВ-Пермь» на сумму 150 млн рублей. Ранее было принято решение о дополнительной эмиссии акций на 150 млн для ООО «Трансстройм» и на 100 тыс. рублей для ООО «РЖД Развитие вокзалов». КСП видит негативный момент в том, что в результате Пермский край потеряет право решающего голоса, утратив контрольный пакет акций. Срок проведения допэмиссии истекает в мае 2017 года.
С 10 января 2017 года генеральным директором ОАО «РВ-Пермь» назначен представитель «Трансстройм» Виталий Алтунин. Со стороны краевого правительства в руководство компании вошел исполнительный директор. Они будут работать по принципу «двух ключей», то есть на всех важных документах должно быть две подписи. Инвестор взял на себя ведение судебных разбирательств, в которых фигурирует ОАО «РВ-Пермь».
Первый вице-премьер правительства края Владимир Рыбакин рассказал, что сейчас готовится соглашение между краем, «Трансстройм» и РЖД, в котором будут прописаны объемы работ и финансирования для каждой стороны, а также разделение готовых объектов ТПУ. Предполагается, что РЖД возьмет на себя реконструкцию путевого хозяйства. Впоследствии компании отойдет здание железнодорожного вокзала. Край финансирует возведение улицы Строителей и получает автовокзал, построенный за счет инвестора. «Трансстройм» рассчитывает окупить вложения за счет торгового центра, гостиниц и других коммерческих объектов.
Помимо соглашения стороны должны подписать «дорожную карту» по его реализации. Инвестор надеется, что это произойдет в конце февраля на форуме в Сочи. С 1 марта «Трансстройм» начнет финансировать разработку проектной документации путем выкупа акций ОАО «РВ-Пермь». Необходимо заключить четыре договора с подрядчиками – генеральным проектировщиком, техническим заказчиком, а также на выполнение изысканий и экономического обоснования проекта. Еще через три месяца инвестор будет готов предоставить концепцию ТПУ, которая включит в себя мастер-план, показывающий расположение объектов и их площадь. После того как концепцию согласуют, на разработку проекта потребуется 12-15 месяцев, рассказал Алексей Заварцев. Строительство ТПУ, по его словам, будет вестись поэтапно. Объекты планируется вводить в эксплуатацию в течение 1-2,5 лет в зависимости от очередности.
Г-н Заварцев отметил, что сейчас ведутся переговоры с РЖД о вовлечении в проект дополнительных участков. Часть земли бывшего товарного двора, где расположится торговый центр, задействуют под улицу Строителей. С администрацией Перми подписан соответствующий протокол о намерениях. Кроме того, на имеющихся участках с трудом умещается отстойно-разворотная площадка для автовокзала, для которой нужно 25 тыс. кв. метров.