Отчёт о деятельности в 2013 году
Настоящий Отчёт подготовлен во исполнение положений статьи 21 Закона Пермского края от 12.09.2011 г. № 808-ПК «О Контрольно-счётной палате Пермского края» о ежегодном представлении Законодательному Собранию Пермского края, губернатору и председателю Правительства Пермского края отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты Пермского края, о результатах проведённых экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, о вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.
Контрольно-счётная палата Пермского края (далее - «КСП ПК») в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодеком Российской Федерации (далее - «БК РФ»), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (далее - «Закон о бюджетном процессе») и Законом Пермского края от 12.09.2011 № 808 ПК «О Контрольно-счётной палате Пермского края» (далее - «Закон о КСП ПК»).
Сфера контрольных полномочий КСП ПК установлена ст. 8 Закона о КСП ПК и распространяется: на органы государственной власти, организации, финансируемые за счёт средств краевого бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, в части использования указанных средств; на контроль за управлением и распоряжением государственной собственностью края, иными имущественными и неимущественными правами края; на органы местного самоуправления, получающие межбюджетные трансферты; на коммерческие и некоммерческие организации, получающие средства из краевого бюджета.
В целях выполнения установленных полномочий, в 2013 году КСП ПК осуществлялась контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность на основе годового плана, утверждённого председателем КСП ПК.
Организация деятельности КСП ПК осуществлялась с соблюдением принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
По прежнему, важное значение в 2013 году придавалось подготовке информации по вопросам, рассматривавшимся на выездных заседаниях Консультативного Совета и комитетов Законодательного Собрания Пермского края, проведению анализа межбюджетных отношений, проверкам целевой направленности и эффективности освоения бюджетных средств, выделенных на объекты капитального строительства, а также контролю за реализацией представлений и предписаний КСП ПК по результатам контрольных мероприятий.
1. Сертификация КСП ПК.
Важным событием прошлого года стало проведение сертификации Контрольно-счётной палаты в рамках Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации (далее – «АКСОР»). В соответствии с решением Президиума АКСОР[1], в июне 2013 года была проведена сертификация КСП ПК в порядке, установленном Положением о сертификации контрольно-счётных органов Российской Федерации.
В ходе процесса проведения сертификации, комиссией АКСОР были изучены нормативные правовые акты Пермского края, внутренние акты КСП ПК, отчёты и иные документы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП ПК. Члены Комиссии ознакомились с условиями работы сотрудников КСП ПК, с системой документооборота, с технологией планирования и проведения контрольных мероприятий, результаты деятельности КСП ПК были представлены членам комиссии в презентациях руководства палаты и аудиторов. Проведена оценка оснащённости палаты необходимыми для её деятельности средствами оргтехники, уровнем использования информационных технологий, организации государственной службы и кадровой работы. В целом, по результатам комплексного анализа, деятельность КСП ПК получила положительную оценку комиссии АКСОР. На основании выводов комиссии, Президиумом Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации принято решение о выдаче Контрольно-счётной палате Пермского края Сертификата о подтверждении соответствия её организации и деятельности требованиям законодательства Российской Федерации, Декларации принципов деятельности контрольно-счётных органов Российской Федерации, стандартов внешнего финансового контроля[2].
2. Контроль над исполнением краевого бюджета и использованием государственной краевой собственности.
2.1. В 2013 году контрольная деятельность палаты осуществлялась в формах предварительного, текущего и последующего контроля над исполнением бюджета.
2.1.1. Предварительный контроль осуществлялся КСП ПК при проведении экспертно-аналитических мероприятий и финансовой экспертизы: проекта Закона Пермского края «О бюджете Пермского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»; проектов законов, нормативных правовых актов по бюджетному и налоговому законодательству Пермского края, а также по вопросам управления и распоряжения государственной краевой собственностью; проектов других краевых нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, осуществляемые за счёт средств краевого бюджета или влияющие на формирование краевого бюджета. Результаты проведённых экспертно-аналитических мероприятий нашли своё отражение в заключениях КСП ПК и были учтены при подготовке законопроектов ко второму чтению.
Всего, в течение года, КСП ПК проведена финансовая экспертиза и подготовлены заключения на 70 проектов законов и иных нормативных правовых актов Пермского края; по итогам проведения финансовых экспертиз были сделаны следующие выводы (см. таблицу 1):
Мнение КСП ПК по рассмотренным законопроектам |
кол-во,шт. |
% от общего кол-ва |
Рекомендовано для рассмотрения ЗС ПК |
55 |
78,6 |
Рекомендовано для рассмотрения ЗС ПК с последующей доработкой |
12 |
17,1 |
Рекомендовано возвратить на доработку (без рассмотрения на ЗС ПК) |
1 |
1,4 |
Не рекомендовано для рассмотрения на ЗС ПК |
2 |
2,9 |
Итого: |
70 |
100 |
В отчётном году, работа по результатам экспертной деятельности, как и в прошлые годы, строилась на участии представителей КСП ПК в рабочих группах по доработке рассматриваемых законопроектов ко второму чтению.
Сопровождение экспертных заключений КСП ПК с момента их направления в Законодательное Собрание Пермского края позволяло, в режиме конструктивного диалога с разработчиками и инициаторами законопроектов, депутатами и представителями Правительства края, находить взаимоприемлемые решения по вопросам, акцент на которые ставился по результатам проведённых финансовых экспертиз.
КСП ПК принимала участие в работе над проектами законов Пермского края: «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»; «О бюджетном процессе в Пермском крае», «О программе социально-экономического развития ПК на 2012-2016 годы», и пр.
КСП ПК подготавливались рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Пермского края по результатам контрольных мероприятий, которые были реализованы путём внесения изменений и дополнений в законы Пермского края и в постановления Правительства края.
2.2. В рамках текущего контроля, включающего анализ Отчёта об исполнении бюджета края, ежеквартальной отчётности участников бюджетного процесса, оценивался уровень исполнения доходных и расходных статей по объёмам и структуре, своевременности исполнения расходов, в том числе освоения средств, предусмотренных на реализацию публично-нормативных обязательств, целевых программ, привлечения средств из источников финансирования дефицита и соблюдения лимитов бюджетных обязательств.
2.3.Последующий контроль.
В рамках последующего контроля, в соответствии с требованиями ст. 264.4 БК РФ, ст. 50 Закона о бюджетном процессе, КСП ПК проведены внешние проверки бюджетной отчётности 11 ГРБС, в ходе которых выявлены нарушения на общую сумму 204 407,4 тыс. руб. (структура нарушений - отражена в рис. 1).
Рис. 1. Структура нарушений, выявленных при проведении проверки
годовых отчётов главных распорядителей бюджетных средств за 2012 год.
2.4. За прошедший год, КСП ПК проведено 51 контрольное мероприятие, из них: один аудит эффективности, 49 тематических проверок, одно обследование (по вопросу расходования средств на разработку дизайн - проекта Коми-Пермяцкого окружного драматического театра имени М. Горького). В течение года, в план было включено 15 дополнительных контрольных мероприятия; из них - по поручениям и предложениям:
- Законодательного Собрания Пермского края - 6;
- Администрации губернатора Пермского края - 1;
- коллегии КСП ПК - 6;
- ГУ МВД России по Пермскому краю - 2.
Таким образом, 29,4% проведённых в 2013 г. контрольных мероприятий - были дополнительными.
2.5. Всего, в ходе контрольных мероприятий были проверены 220 организаций.
2.6. Контрольными мероприятиями в отчётном году было охвачено 23 812 962,2 тыс. руб.; из них:
- средства федерального бюджета - 7 080 624,3 тыс. руб.;
- средства краевого бюджета - 15 269 514,2 тыс. руб.;
- средства местных бюджетов - 344 995,8 тыс. руб.;
- платные услуги - 696,0 тыс. руб.;
- средства предприятий - 43 195,1;
- средства компании «ЛУКОЙЛ» - 22 800,0 тыс. руб.;
- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ТФОМС ПК) - 1 051 136,8 тыс. руб.
2.7. Динамика структуры нарушений законодательства, установленных КСП ПК за период 2011-2013 г.г., приведена в таблице 2.
Табл. 2
Виды нарушений |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Нецелевые расходы |
33 689,5 |
0,7 |
12 280,6 |
0,4 |
42 311,7 |
0,8 |
Неэффективные расходы |
3 449 561,8 |
74,5 |
1 586 706,7 |
49,2 |
965 103,1 |
17,5 |
Неправомерные расходы |
546 405,7 |
11,8 |
1 289 077,0 |
40,0 |
603 179,7 |
10,9 |
Потери бюджетных средств |
24 745,1 |
0,5 |
2 460,8 |
0,08 |
339 343,4 |
6,1 |
Ущерб |
9 271,1 |
0,2 |
16 571,5 |
0,5 |
70 401,7 |
1,3 |
Неправомерное авансирование |
- - - |
- - - |
- - - |
- - - |
66 492,2 |
1,2 |
Иные нарушения |
567 047,9 |
12,3 |
315 475,1 |
9,8 |
3 436 458,0 |
62,2 |
Итого |
4 630 721,1 |
100 |
3 222 571,7 |
100 |
5 523 289,8 |
100 |
2.8. В целом, в ходе проведения контрольных мероприятий в 2013 году, были выявлены случаи расходования бюджетных средств с нарушениями Бюджетного, Гражданского, Налогового и Градостроительного кодексов РФ, Федерального Закона № 94-ФЗ[3], законов и иных нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учёта и формированию отчётности, других норм законодательства Российской Федерации и Пермского края, - на общую сумму 5 523 289,8 тыс. руб.
Как видно из таблицы 2, существенно снизился процент средств, израсходованных неэффективно и неправомерно. Данный факт свидетельствует о том, что Правительство Пермского края, в определённой степени, усилило работу по контролю за расходованием бюджетных средств с учётом достижения запланированных результатов, результативности использования бюджетных средств и достижению конкретных целевых показателей.
Одновременно, возросли объёмы иных нарушений. Наиболее характерные из них - представлены на рис. 3.
Рис. 3. Структура иных нарушений, установленных КСП ПК в 2013 году.
2.8.1. В результате анализа выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений и недостатков, определены наиболее характерные из них:
- превышение нормативных сроков строительства, приводящее к удорожанию объектов строительства;
- проведение работ при отсутствии проектно-сметной документации, либо её несоответствие конкурсной документации о проведении закупок;
- завышение фактических объёмов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись);
- превышение нормативных сроков строительства и, соответственно, увеличение сметной стоимости строительства;
- нарушение установленного порядка предоставления межбюджетных трансфертов;
- несвоевременное представление отчётности об использовании межбюджетных трансфертов;
- недостаточная нормативно-правовая регламентация порядка использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям.
- отсутствие контроля со стороны заказчиков за исполнением обязательств по контрактам, в том числе не предъявление (несвоевременное предъявление) претензий подрядчикам (поставщикам, исполнителям) за нарушения сроков и условий исполнения контрактов;
- необоснованное установление начальной (максимальной) цены контрактов:
- неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов.
2.9. На основании соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с правоохранительными органами края, - инспекторы КСП ПК принимали участие в контрольных мероприятиях правоохранительных органов в качестве специалистов-консультантов, так и в контрольных мероприятиях КСП ПК - принимали участие сотрудники правоохранительных органов. Как показала практика, результативность совместных проверок достаточно высока, участие сотрудников правоохранительных органов существенно влияет на принятие необходимых мер реагирования по результатам проверок, так - в течение года, по результатам совместных проверок возбуждено 5 уголовных дел. В 2013 году КСП ПК участвовала в двух контрольных мероприятиях, совместных со Счётной палатой Российской Федерации. Проводились совместные и параллельные проверки с Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов ПК, Контрольным департаментом администрации губернатора ПК, Контрольно-счётной палатой г. Перми, Контрольно-ревизионным управлением департамента финансов администрации г. Перми, и т.д. В целях качественной проработки отдельных вопросов контрольных мероприятий, требующих узкоспециальной квалификации, - продолжена практика привлечения экспертов на договорной основе. Информация, подготовленная экспертами и специалистами, использовалась при подготовке отчётов по результатам контрольных мероприятий.
2.9.1. В отчётном году подписаны Соглашения о сотрудничестве с Министерством финансов Пермского края и сТерриториальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае. Предметом Соглашений является установление порядка сотрудничества и взаимодействия; предусматривается обмен сведениями о результатах контрольной деятельности, проведение совместных проверок, участие отдельных специалистов и экспертов одной из сторон в контрольных мероприятиях других сторон.
3. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП ПК.
3.1. В 2013 году в адрес проверенных организаций КСП ПК было направлено 30 представлений и 2 предписания с предложениями о принятии мер по совершенствованию нормативных правовых актов Пермского края и по устранению выявленных нарушений, в том числе - по восстановлению в бюджет сумм нецелевых и неправомерных расходов.
Двадцать три представления были выполнены проверяемыми организациями и сняты с контроля КСП ПК.
Семь представлений и два предписания 2013 года находятся на контроле КСП ПК и будут реализовываться в 2014 году.
3.2. По результатам контрольных мероприятий КСП ПК, были приняты следующие меры:
3.3. За прошедший год, по материалам контрольных мероприятий, активизировалась деятельность прокуратуры Пермского края в части принятия мер прокурорского реагирования: прокуратурой вносились представления должностным лицам органов государственной власти и муниципальных органов, привлекались к административной ответственности виновные должностные лица, принимались меры по взысканию штрафных санкций с подрядчиков, восстановлению в бюджет неправомерно использованных средств бюджета, устранению последствий финансовых нарушений, в частности:
- внесено представление губернатору Пермского края об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о предоставлении государственных услуг;
- внесены представление главам муниципальных образований (Бардымского, Пермского, Чердынского районов) о принятии мер по устранению нарушений, выявленных при проверках КСП ПК расходования бюджетных средств при строительстве объектов социального назначения;
- руководителю ГОУ «Дирекция строящихся газопроводов» - внесено представление об устранении нарушений, допущенных при строительстве Юрлинской районной больницы.
Всего, Прокуратурой Пермского края было внесено 9 представлений в адрес должностных лиц о принятии мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных КСП ПК.
3.4. Органами государственной власти произведено нормативное урегулирование ряда вопросов, поднятых в Отчётах и Заключениях КСП ПК, в частности:
3.5. В 2013 году были восстановлены бюджетные средства в объёме 6 435,2 тыс. руб., кроме того выплачена подрядчиками неустойка по государственным контрактам в объёме 478,1 тыс. руб.
3.6. Приняты иные меры по результатам контрольных мероприятий:
3.7. В 2013 году КСП ПК привлекалась к участию в 6 судебных процессах, в частности, по делам:
- о признании недействительным постановления РЭК ПК от 20.12.2011 г. № 380-т о тарифах на тепловую энергию для ООО «ПСК» на 2-ое полугодие 2012 года - в качестве третьего лица;
- по заявлению ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» о признании недействительным предписания КСП ПК от 23.03.2012 г. № 1.
Судебные решения по указанным делам подтвердили как актуальность предметов контрольных мероприятий для Пермского края, так и правильность позиции КСП ПК при их проведении.
3.8. В соответствии с Законом о КСП ПК, все отчёты по результатам контрольных мероприятий направлялись в Законодательное Собрание Пермского края, губернатору и в Правительство Пермского края, - с конкретными предложениями по устранению нарушений и недостатков, установленных в ходе проверок.
В течение года, профильными комитетами Законодательного Собрания Пермского края было заслушано 18 отчётов аудиторов КСП ПК, подготовленных по результатам контрольных мероприятий. В ходе рассмотрения отчётов, депутатами были приняты решения и рекомендации в адрес Правительства Пермского края по устранению выявленных нарушений. Также, результаты контрольных мероприятий были использованы для подготовки информации по вопросам, рассматривавшимся депутатами Законодательного Собрания на выездных заседаниях Консультативного совета и комитетов. Всего, была подготовлена информация по 12 вопросам, которая использовалась при принятии решений по итогам выездных заседаний, - что является одной из форм парламентского контроля.
В прошлом году палатой опробована новая форма реализации результатов контрольных мероприятий - заслушивание отчётов аудиторов на заседании Правительства Пермского края. Такая форма, по нашему мнению, имеет положительный результат, но, для того чтобы более полно и всесторонне разобраться в выявленных при проведении проверок нарушениях и подготовить реальные и перспективные рекомендации для их устранения в дальнейшем, - на наш взгляд, целесообразно проводить заслушивание отчётов по результатам контрольных мероприятий при участии вице-премьера, курирующего объект контроля, и руководителя объекта контроля.
4. Прочие аспекты деятельности КСП ПК в 2013 году.
4.1. Взаимодействие с контрольно-счётными органами муниципальных образований Пермского края (КСО МО, МКСО).
4.1.1. В отчётном году продолжена работа, направленная на укрепление в крае системы государственного и муниципального внешнего финансового контроля. В 2013 году контрольно-счётные органы действовали во всех городских округах и муниципальных районах Пермского края, за исключением Косинского муниципального района.
4.1.2. В результате разъяснительной работы, проводимой КСП ПК, со стороны органов местного самоуправления городских и сельских поселений активизировался процесс передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с уровня поселений на уровень муниципальных районов. В 2013 году Соглашения о передаче полномочий по контролю на муниципальный уровень были заключены 238-ми поселениями, что позволило силами районных КСО обеспечить проведение внешней проверки отчётов об исполнении бюджетов за 2012 год и экспертизы проектов бюджетов на 2013 год в 85% поселений.
4.1.3. Продолжена работа, направленная на повышение эффективности и совершенствование муниципального финансового контроля.
Исполнение основных полномочий, установленных ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ, невозможно было без увеличения существующей численности КСО МО.
Для урегулирования данного вопроса, Контрольно-счётной палатой Пермского края были разработаны и доведены до сведения представительных и исполнительных органов муниципальных образований рекомендации о штатной численности КСО муниципальных районов и городских округов Пермского края. Одновременно, вопросы увеличения численности КСО МО были вынесены на уровень Законодательного Собрания Пермского края. Данный вопрос в течение 2012 года рассматривался на выездных межмуниципальных семинарах депутатов представительных органов муниципальных образований Пермского края, проводившихся Законодательным Собранием Пермского края с участием заместителя председателя КСП ПК.
В 2013 году, ОМС ряда муниципальных районов и городских округов произвели увеличение штатной численности МКСО, - в целом, на 32 единицы, – что однозначно приведёт к существенному повышению контрольных возможностей КСО МО.
Фактическая численность сотрудников КСО МО края на 01.01.2014 составила 195 человек.
4.1.4. Силами МКСО в отчётном году проведено 893 контрольных мероприятий и 4 182 экспертно-аналитических. Объём средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 56,9 млрд. руб. В ходе контрольных мероприятий было выявлено финансовых и прочих нарушений на общую сумму 6,9 млрд. руб., из них:
- нецелевое использование бюджетных средств – 13,8 млн. руб.;
- неэффективное использование бюджетных средств – 944 млн. руб.;
- нарушений установленного порядка управления и распоряжения имуществом – на 1,5 млрд. руб.
По итогам проверок, органам местного самоуправления и организациям-получателям бюджетных средств было направлено 455 предписаний и представлений. По результатам их исполнения было возмещено в бюджет, устранено нарушений, выполнено работ на 4,5 млрд. руб. Материалы по 269 контрольным мероприятиям были направлены в правоохранительные органы, по материалам 19 проверок - были возбуждены уголовные дела.
4.1.5. Продолжена работа с муниципальными контрольно-счётными органами края в рамках Ассоциации контрольно-счётных органов Пермского края (далее – «Ассоциация КСО ПК»).
4.1.5.1. 01.11.2013 года было проведено Собрание Ассоциации, где рассмотрены вопросы проведения экспертизы бюджетов в условиях перехода на программно-целевой метод планирования бюджета, ориентированного на результат; обсуждены практические вопросы из числа наиболее часто возникающих в работе МКСО. В обсуждении данных вопросов активное участие приняли представители Министерства финансов и Прокуратуры Пермского края.
4.1.5.2. В целях совершенствования профессиональной компетентности работников МКСО, освоения ими новых способов решения профессиональных задач в сфере внешнего муниципального финансового контроля, в рамках Ассоциации было организовано проведение двух обучающих семинаров для руководителей и специалистов КСО МО[4], с выдачей документов о повышении квалификации, обучение на которых прошли 58 чел.
Семинары проведены преподавателями Обнинского Института муниципального управления и Государственного университета управления. По результатам проведенного анкетирования, - уровень организации семинаров и их содержание оценен слушателями как высокий.
4.1.5.3. На официальном сайте КСП ПК размещаются отчёты и заключения по результатам проведенных ею контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. МКСО имеют неограниченный доступ к этой информации - для использования в своей практической деятельности опыта КСП ПК.
4.2. Профессиональная подготовка
Учитывая, что высокий профессионализм сотрудников является залогом успешного осуществления ими практической деятельности, нами постоянно проводится профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников. В течение отчётного года, в рамках реализации программы по повышению квалификации государственных служащих Пермского края, - прошли обучение 14 сотрудников палаты.
4.3. Гласность в деятельности КСП ПК
Принцип гласности в работе КСП ПК в 2013 году реализовывался как традиционным способом – путём опубликования результатов контрольных мероприятий и проведённых финансовых экспертиз в средствах массовой информации, так и методами внедрения современных информационных технологий. Приданию информационной составляющей в деятельности КСП ПК постоянного интерактивного характера способствовало использование официального интернет-сайта КСП ПК – (www.ksppk.ru). Как и прежде, регулярно обновляется интернет-страница КСП ПК на официальном информационном портале Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации «Счётные палаты России» (www.ach-fci.ru). Размещение информации о деятельности палаты осуществлялось во исполнение требований Закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011 г., в соответствии с совместным с Федеральным центром информатизации Счётной палаты РФ регламентом.
5. Приоритетные направления деятельности КСП ПК на 2014 год.
5.1. В предстоящей перспективе, учитывая, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача перехода на программно-целевой метод бюджетного планирования, основные усилия в деятельности КСП ПК будут направлены не просто на контроль целевого использования финансовых потоков, а на контроль достижения социально-значимых результатов. Для этого, планируется проведение анализа достижения запланированных социально-экономических показателей в крае, что позволит усилить парламентский контроль. В частности, запланированы контрольные мероприятия по программам модернизации здравоохранения и образования. В планах палаты предусмотрен мониторинг по исполнению «майских» указов Президента.
5.2. 3 июля 2013 года Государственной Думой РФ принят Закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», в котором изменены и более подробно регламентированы полномочия контрольно-счётных органов, формы и методы осуществления деятельности, расширен перечень подконтрольных объектов, предусмотрен порядок направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Эта норма предоставляет контрольно-счётным органам возможность эффективного воздействия на подконтрольные объекты, допустившие бюджетные правонарушения, - ранее такими правами были наделены только органы исполнительной власти. В соответствии с этой нормой, Министерством финансов РФ разработан приказ о применении бюджетных мер принуждения.
5.2.1. В связи с данными изменениями, КСП ПК в настоящее время ведётся работа по внесению изменений в Закон Пермского края «О Контрольно-счётной палате», где найдут своё отражение изменения Бюджетного кодекса РФ; также планируется определить в законопроекте полномочия палаты таким образом, чтобы, наряду с собственно финансовым контролем в традиционном понимании, - ввести в практику такие прогрессивные направления, как анализ эффективности систем управления бюджетными средствами и оценку качества разработки и эффективности исполнения финансово-экономических программ. Для возможности осуществления данных направлений контрольной деятельности, - потребуется корректировка ряда нормативно-правовых актов Пермского края. Так, в связи с тем, что Пермский край перешёл к программному методу бюджетного планирования, - в законопроекте предусмотрены полномочия палаты по проведению экспертиз государственных программ, но, на сегодняшний день, - отсутствуют нормативные акты, определяющие методику и регламентирующие процесс проведения указанных экспертиз, актуальность которых для палаты высока - КСП ПК планирует провести ряд экспертно-аналитических мероприятий на данную тему, в частности, - по соответствию государственных программ края бюджету 2014 года и плановому периоду.
5.2.2. Законопроектом предусматривается значительное усиление экспертно-аналитических функций палаты, что должно усилить роль палаты в осуществлении макроэкономического анализа эффективности принимаемых стратегических и тактических решений при определении перспектив и путей развития края.
5.3. Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - к полномочиям палаты отнесён аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, проводимый в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Пермского края, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объёму, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами. То есть: объёмы работы в новом для контрольно-счётных органов направлении деятельности - аудите закупок – чрезвычайно велики.
5.4. На основании Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и в соответствии с Указом губернатора Пермского края[5], - с 01.04.2014 г. изменяется структура палаты (предусматривается создание инспекций в аудиторских направлениях КСП ПК).
Более полно информация о экспертно-аналитической, контрольной, и иной деятельности КСП ПК изложена в приложении № 1 к настоящему Отчёту.
Приложение № 1 к Отчёту о деятельности КСП ПК в 2013 году
Председатель
Контрольно-счётной палаты Пермского края Ю.В. Новоселов
[2] Протокол заседания Президиума АКСОР от 22.06.2013 № 52 и Сертификат соответствия № 29 (срок действия: с 22.06.2013 по 21.06.2018 г.г.);
[3] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;